Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Информация о судебной практике применения законодательства, регулирующего основания и порядок предоставления пенсионерам-педагогам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг

Вышедшим на пенсию педагогическим работникам К., Н., П. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Псковской области от 05.04.2005 № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области» (далее – Закон № 427-ОЗ» поскольку они не имеют необходимого стажа работы в качестве педагогических работников на территории Псковской области.

В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Вопрос о сохранении жилищно-коммунальных льгот за пенсионерами из числа бывших педагогических работников сельских образовательных учреждений при их переезде в пределах РФ был урегулирован нормативными актами бывшего Союза ССР.

Так, согласно п. 2 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 5/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ пользуются этими льготами. Аналогичное положение содержится и в п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности». В дальнейшем данный порядок не пересматривался.

Согласно ст. 6 Закона № 427-ОЗ право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, сохраняется за гражданами, имеющими на них право при выходе на пенсию (по старости, инвалидности, за выслугу лет), если стаж работы в должностях, перечисленных в приложениях к настоящему Закону, на территории рабочих поселков (поселков городского типа) и сельских населенных пунктов области составляет не менее 10 лет при условии, что они проживают в рабочих поселках (поселках городского типа) или сельских населенных пунктах. Следовательно, указанным законом ограничен круг педагогических работников, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.

Вместе с тем из определения Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 № 480-О-П следует, что в случае, если сельские пенсионеры из числа бывших педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений имеют необходимый педагогический стаж, то региональным законодательством им должна быть предоставлена возможность реализовать в полном объеме право на льготы вне зависимости от места их жительства на территории РФ и возможного его изменения в пределах страны.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе