Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Извлечение из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 № 129-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасанова Романа Магомедовича на нарушение его конституционных прав..."

Извлечение из определения Конституционного Суда Российской Федерации

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 № 129-0-0 отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасанова Романа Магомедовича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 5 статьи 20.1 и пунктом 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Обстоятельства дела.

Гасанов Р.М. в 2007 году был зачислен на первый курс Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (на момент зачисления ему было 16 лет), а в 2009 году отчислен из названного военного учебного заведения в связи с нарушением дисциплины. Решением Майкопского гарнизонного военного суда от 05.04.2010, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 23.06.2010, с Гасанова взысканы денежные средства, затраченные на его военную подготовку, в размере 41 500 рублей.

Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, заявитель указал, что оспариваемые им законоположения противоречат статьям 19, 37 (части 1 и 2), 43 и 60 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривают возмездность получения высшего профессионального образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования, нарушают принципы равенства и свободы договора, а также позволяют лицам, не достигшим 18 лет, самостоятельно совершать сделку, порождающую их обязанность возместить средства федерального бюджета, затраченные на обучение.

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона, применение которого в конкретном деле заявителя подтверждается официальным документом или его копией.

В деле Гасанова пункты 3 и 5 статьи 20.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не применялись и не подлежали применению, поскольку их действие распространяется только на граждан, заключивших договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, к числу которых заявитель не относится.

Таким образом, жалоба в этой части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и не может быть принята им к рассмотрению.

Пунктом 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е» части 1) представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 № 322-0).

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38).

При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пункт 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», вопреки утверждению заявителя, не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Этой нормой предусмотрена обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.

Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, из представленных документов следует, что контракт о прохождении военной службы, предусматривающий обязательство заявителя возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, был заключен Гасановым 30.12.2008, то есть по достижении 18-летнего возраста, что согласуется с положениями пункта 2 статьи 35 данного Федерального закона.

Следовательно, утверждение заявителя о том, что пункт 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предполагает возложение на гражданина, не достигшего 18 лет, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, обязанности возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, и тем самым противоречит статье 60 Конституционного Суда Российской Федерации, не основано на действующем законодательстве и материалах его конкретного дела.

Таким образом, в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасанова Р.М. отказано, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе