Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

По вопросу индексации размера алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2011 г. № 953-О-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Плотниковой Марины Викторовны на нарушение ее конституционных прав статьями 3, 4 и 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

Обстоятельства дела: Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, заявительница указала, что оспариваемые ею положения статей 3, 4 и 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» противоречат статье 38 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают применение для индексации размера алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, не минимального размера оплаты труда, а базовой суммы в размере 100 рублей, что не позволяет обеспечить необходимый и достойный уровень жизни ребенка.

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации: Статья 117 Семейного кодекса Российской Федерации и статья 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве», регламентирующие индексацию алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей по решению суда в твердой денежной сумме, предусматривают индексацию алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

В условиях, когда минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый статьей 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», постоянно увеличивается, а размер базовой суммы для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, по-прежнему равен 100 рублям, определяющая этот размер часть вторая статьи 5 названного Федерального закона - во взаимосвязи со статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - не может истолковываться как допускающая использование оставшейся неизменной с 2001 года базовой суммы (100 рублей) в качестве критерия при индексации размера алиментов на несовершеннолетнего ребенка, уплачиваемых по решению суда в твердой денежной сумме. Обратное фактически означало бы при имеющей место инфляции невозможность увеличения размера данных алиментных платежей, что несовместимо с их предназначением и приводило бы к нарушению прав получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 года) указал, что необходимость защиты от инфляции лиц, получающих алименты в твердой денежной сумме, в равной мере с лицами, получающими алименты в долевом отношении от заработной платы плательщика алиментов, размер которой увеличивается при повышении минимального размера оплаты труда, предполагает при индексации в таком случае применение минимального размера оплаты труда, установленного статьей 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

В отсутствие нового правового регулирования, обеспечивающего своевременное и адекватное уровню инфляции увеличение размера алиментных платежей, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, такой способ их индексации - пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда - по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19 мая 2009 года № 841-О-О, позволяет защитить интересы получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка.

Граждане вправе использовать и иные предусмотренные семейным законодательством альтернативные механизмы, обеспечивающие получение алиментов в размере, отвечающем конституционно защищаемой цели их установления.

Разъясняя порядок применения статьи 119 Семейного кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25 октября 1996 года № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» указал на обязанность суда при определении размера алиментов учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства (пункт 14). Кроме того, по смыслу статьи 83 Семейного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 119 Семейного кодекса Российской Федерации (с учетом приведенного разъяснения Верховного Суда Российской Федерации) при рассмотрении дела об изменении размера алиментов основанием для их установления в долях от заработка (дохода) обязанного лица может служить отпадение условий, в связи с которыми алименты были первоначально взысканы в твердой денежной сумме.

В итоге Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что положение части второй статьи 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в действующей системе правового регулирования, в том числе в системной связи со статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации и частью первой статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не может рассматриваться как препятствующее осуществлению индексации алиментов, установленных по решению суда в твердой денежной сумме.

                                                                Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе