Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Положения п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержат неопределенности и являются соответствующими Конституции Российской Федерации.

Дегтярь Н.А., избранная главой муниципального образования "Приамурское городское поселение" Еврейской автономной области решением Собрания депутатов данного муниципального образования от 07.07.2010 удалена в отставку. Решением Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 23.07.2010, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции от 15.09.2010, Дегтярь в удовлетворении заявления об оспаривании указанного решения отказано.

Шардыко Ю.С., избранный главой муниципального образования "Лахденпохское городское поселение" Республики Карелия решением Совета данного муниципального образования от 18.03.2010 удален в отставку. Решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 12.04.2010, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25.05.2010, заявление Шардыко об оспаривании указанного решения оставлено без изменения. Дегтярь и Шардыко обратились в Конституционный Суд Российской Федерации с заявлениями о нарушении их конституционных прав п. 2 ч. 2 ст. 74-1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По мнению заявителей, данное законоположение допускает произвольное удаление в отставку главы муниципального образования, избранного населением, чем нарушает права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.2011  № 1264-О-О жалобы Дегтярь и Шардыко признаны не подлежащими дальнейшему рассмотрению, поскольку для разрешения их вопроса не требуется вынесения конкретного решения в виде постановления.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении указал, что вопрос о досрочном прекращении полномочий выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Из постановления от 16.10.1997 № 14-П следует, что для того, чтобы обеспечить реализацию конституционных положений о том, что деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам (ст. 15 ч. 2, 1 ч. 1, 3 ч. 2, 5 ч. 2, 12, 15 ч. 1, 66 ч. 1 и 2, 76, 130, 131, 132, 133 Конституции Российской Федерации), а также защитить права граждан от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и вместе с тем гарантировать муниципальным образованиям защиту от необоснованного вмешательства в их деятельность, Российская Федерация вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение их полномочий.

Досрочное прекращение полномочий - при условии, что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов, - само по себе не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления.

Конституционный Суд отметил, что данная правовая позиция в полной мере применима к оспариваемому Дегтярь и Шардыко положению п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пре-дусматривающему в качестве основания удаления главы муниципального образования в отставку неисполнение им в течение трех и более месяцев своих обязанностей.

Неисполнение главой муниципального образования в течение длитель-ного срока своих обязанностей (кроме случаев, когда это вызвано уважи-тельными причинами) с очевидностью свидетельствует о фактическом самоустранении главы муниципального образования от их исполнения, существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, органов государственной власти, осуществление гражданами прав, свобод и несение ими обязанностей в сфере местного самоуправления, т.е. нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления.

Удаление главы муниципального образования в отставку в указанном случае выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления.

При этом действующее законодательство закрепляет ряд гарантий самостоятельности главы муниципального образования при решении вопроса о его удалении в отставку, а также соблюдения прав и законных интересов населения, которые предусмотрены ст. 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Значимой мерой, направленной на защиту прав и законных интересов населения в случае досрочного прекращения полномочий главы муници-пального образования, избранного на муниципальных выборах, является проведение досрочных выборов главы муниципального образования в установленные федеральным законом сроки. При этом глава муниципального образования, удаленный в отставку решением представительного органа муниципального образования, вправе баллотироваться на указанных выборах в качестве кандидата.

Таким образом, оспариваемое заявителями законоположение в системе действующего правового регулирования не содержит неопределенности и конституционные права заявителей не нарушает.

                                                               Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе