Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Законодатель субъекта РФ вправе регулировать вопросы дополнительных финансовых гарантий депутатам своего законодательного органа.

Конституционным Судом РФ принято постановление от 05.04.2013 № 7-П по делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса РФ в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов.

Согласно абзацу четвертому части первой статьи 6 Трудового кодекса РФ, регулирующей разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, к ведению федеральных органов государственной власти в указанной сфере относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

Обращению Архангельского областного Собрания депутатов в Конституционный Суд РФ предшествовало принятие Верховным Судом РФ определения от 12.10.2011 № 1-Г11-20, которым было отменено решение Архангельского областного суда от 09.08.2011 об отказе в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 статьи 9 Закона Архангельской области от 22.10.2009 № 83-6-ОЗ «О гарантиях деятельности лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в Архангельском областном Собрании депутатов, избирательной комиссии Архангельской области, контрольно-счетной палате Архангельской области, и гарантиях деятельности лица, замещающего государственную должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области», предусматривающего единовременную выплату в размере двух денежных вознаграждений лицам, замещающим государственные должности Архангельской области, включая депутатов областного Собрания, при прекращении их полномочий.

При этом Верховный Суд РФ исходил из того, что указанное законоположение по своему содержанию относится к числу норм трудового права и представляет собой дополнительную гарантию отдельным категориям работников при увольнении, в связи с чем законодатель Архангельской области превысил свои полномочия и вторгся в компетенцию федеральных органов государственной власти, как она определена абзацем четвертым части первой статьи 6 Трудового кодекса РФ. Данная правовая позиция также выражена Верховным Судом РФ и в других определениях – от 13.10.2010 № 72-Г10-12, от 02.03.2011 № 36-Г11-6, от 07.09.2011 № 44-Г11-32, от 22.02.2012 № 34-Г12-1, от 18.04.2012 № 74-АПГ12-1 и от 19.09.2012 № 26-АПГ12-4.

Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый части первой статьи 6 Трудового кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не исключает право субъекта РФ - при соблюдении требований Конституции РФ и федерального законодательства - устанавливать законом субъекта РФ единовременную денежную выплату депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета); по данным вопросам органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов РФ, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (подпункт 1 пункта 2 и пункт 31 статьи 26.3).

Данные законоположения распространяются и на законодательное установление единовременной денежной выплаты депутатам законодательного органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий. Реализуя данное полномочие, законодатель субъекта РФ обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта РФ и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства РФ (определения Конституционного Суда РФ от 03.04. 2007 № 332-О-П, от 15.01.2008 № 107-О-О и № 108-О-О, от 02.04.2009 № 473-О-О и от 27.01.2011 № 63-О-О).

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ законодателю субъекта РФ не только не запрещается, но и прямо предписывается введение гарантий для депутатов своего законодательного органа - при условии, что они согласуются с общими принципами организации данных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.

Предоставление депутатам при прекращении их полномочий такой гарантии, как единовременная денежная выплата, направлено на обеспечение им дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением депутатских полномочий жизненным обстоятельствам.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие свою депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, в силу принципа независимости парламентария не являются наемными работниками, применительно к ним прекращение статуса депутата трудовым законодательством не регламентируется. Поэтому соответствующим законом субъекта Российской Федерации должен быть урегулирован и порядок предоставления единовременной денежной выплаты, а также определены основания прекращения депутатских полномочий, при которых депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, данная выплата предоставляется, и основания прекращения депутатских полномочий, которые не отвечают назначению данной выплаты и тем самым исключают ее предоставление (например, вступление в отношении депутата в законную силу обвинительного приговора суда).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе