Внимание! Уважаемые пользователи!
Вы находитесь на старой версии сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации теперь находится на
Едином портале прокуратуры Российской Федерации по ссылке

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56 +7 800-250-79-78

Органы службы занятости не вправе отказать в признании безработным граждан, не представших справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы по уважительной причине

Заявитель оспорил конституционность положений ст. 3, п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее-Закон «О занятости населения»), полагая, что указанными положениями Закона нарушаются его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации. 
 Суды общей юрисдикции, отказали в иске заявителю о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработного, возмещении материального ущерба в размере невыплаченного пособия по безработице и компенсации морального вреда. Отказ мотивирован ссылкой, в том числе и на положения ст. 3 Закона «О занятости населения», которая предусматривает, что одним из документов, необходимых для принятия органом службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, является справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, которую заявитель не представил. 
 Нарушение названными в жалобе положениями Закона «О занятости населения» заявитель усмотрел в том, что установленный законом перечень документов для принятия решения о признании гражданина безработным позволяет органам службы занятости не принимать решения о признании гражданина безработным в случае невыполнения им при наличии уважительных причин требования о представлении справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и распространять данное требование в том числе на лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, и на лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва. 
 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что закрепление на законодательном уровне перечня документов, необходимых для принятия органами службы занятости решения о признании гражданина безработным, согласуется с конституционно значимыми целями социальной защиты от безработицы и имеет целью содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы и оказание им государственной поддержки, в том числе посредством представления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице. Вместе с тем федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия по установлению правового механизма социальной защиты от безработицы, предусмотрел для отдельных категорий безработных граждан специальное регулирование в части определения критериев подходящей работы, а также размеров назначаемого им пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в случае направления их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. К их числу относятся, в частности граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.
 Подобное правовое регулирование, устанавливающее дифференцированный подход к определению критериев подходящей работы и размера пособия по безработице в отношении безработных граждан, основано, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, на объективных критериях, в частности, таких как отсутствие предшествующей трудовой деятельности или продолжительность перерыва в трудовой деятельности, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства или ограничение права на защиту от безработицы. 
 Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 № 24-П взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработных граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Конституционно-правовой смысл положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона «О занятости населения», выявленный в настоящем Постановлении, является обязательным и исключает любое иное толкование в правоприменительной практике. 
 Правоприменительные решения по делу, основанные на положениях пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения» в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий. 
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
 
 
Эфир
Актуальные новости и аналитика в прямом эфире