Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Суд признал законным запрет иметь на водном объекте и в местах добычи (вылова) орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе добычи (вылова) и/или в данные сроки добычи (вылова) водных биоресурсов запрещено.

Пунктом 61.10 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.10. 2013 № 385 во взаимосвязи с пунктом 61 Правил предусмотрено, что пользователи рыбопромысловыми участками, предоставленными для организации любительского и спортивного рыболовства, а также граждане не вправе иметь на водном объекте и в местах добычи (вылова) орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе добычи (вылова) и/или в данные сроки добычи (вылова) водных биоресурсов запрещено. 
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 61.10 Правил, ссылаясь на его неоднозначное толкование в правоприменительной практике и противоречие статьям 35, 55 Конституции Российской Федерации, частям 1 и 2 статьи 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ). 
Заявитель указал, что оспариваемое предписание нарушает его право иметь где бы то ни было в собственности имущество, не изъятое из гражданского оборота, а Минсельхоз России был не вправе ограничивать право владения собственника при реализации полномочий по введению ограничений рыболовства. 
Решением Верховного Суда РФ от 2 июня 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
 В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 43 Федерального закона № 166-ФЗ правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
 В правилах рыболовства устанавливаются ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них (часть 4 статьи 17, часть 2 статьи 26, пункт 3 части 3 статьи 43 (Федерального закона № 166-ФЗ). В силу статьи 24 и пунктов 1,2,4,5, 12 части 1 статьи 26 Федерального закона № 166-ФЗ в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения рыболовства: запрет рыболовства в определённых районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов, закрытие рыболовства в определённых районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов, виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения. 
Установленный пунктом 61.10 Правил запрет иметь на водном объекте и в местах добычи (вылова) орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе добычи (вылова) и/или в данные сроки добычи (вылова) водных биоресурсов запрещено, не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Подобный запрет соответствует предусмотренным законом целям обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования и согласуется с закреплённой в статье 58 Конституции Российской Федерации обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Вопреки доводам заявителя со ссылкой на положения статей 35 и 55 Конституции Российской Федерации указанный запрет не может рассматриваться как ограничение прав собственника на владение предметами, не изъятыми из гражданского оборота. 
Преследуя отмеченные выше конституционно значимые цели, федеральный законодатель предусмотрел возможность установления в Правилах ограничений рыболовства по видам и количествам разрешаемых орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размерам ячеи орудий, размерам и конструкциям самих орудий (часть 1 статьи 26 Федерального закона № 166-ФЗ). Оспариваемый заявителем запрет не связан с лишением собственника права владения вещью, он обеспечивает сохранение водных биоресурсов и их рациональное использование в общественных интересах. Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании норм материального права, в том числе регулирующих правомочия собственника, который вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации). 
Такое правовое регулирование отвечает и закреплённому в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации общеотраслевому принципу недопустимости злоупотребления правом. Содержание пункта 61.10 Правил соответствует принципу правовой определённости и не допускает различного толкования. 
 Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе