Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

О правоприменительной практике по обеспечению безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02. 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» организации, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке. 
 Согласно п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 № 703, владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда. 
 Абзацем 5 пункта 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286, предусмотрено, что пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами. Сызранский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании провести работу по оборудованию пассажирских платформ железнодорожного вокзала станции Сызрань-1 навесами и павильонами, указав, что отсутствие данных сооружений на пассажирских платформах является нарушением права потребителей на услугу, соответствующую обязательным требованиям закона, а также права на безопасность услуги для жизни, здоровья и имущества потребителя. Выявленные нарушения законодательства при оказании услуг перевозки железнодорожным транспортом могут привести к причинению вреда жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. 
 Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 05.06.2014 г. в удовлетворении заявленных требований прокурора отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20.08.2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 
 Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд исходил из того, что указанные платформы являются частью имущественного комплекса – вокзал, где расположена вся инфраструктура, обеспечивающая безопасность и комфорт пассажиров, в том числе здание вокзала с залами ожидания, в связи с чем оборудование платформ навесами (павильонами) не является обязательным. Кроме того отсутствие в законе императивного предписания об оборудовании платформ, относящихся к вокзальному комплексу, навесами и павильонами свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку требования закона ответчиком не нарушены. 
 По кассационному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (далее - Судебная коллегия) от 07.07.2015 № 46-КГПР15-11 решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 05.06.2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 
 Проанализировав действующее законодательство, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, о том, что обязанность по оборудованию платформ навесами и павильонами не ставится в зависимость от наличия или вместимости вокзального помещения, а также категории остановочного пункта и интенсивности пассажиропотока, поскольку само по себе наличие такого помещения не обеспечивает защиту от указанных природных явлений лиц, осуществляющих посадку-высадку из железнодорожных составов, либо их ожидающих и находящихся на железнодорожных платформах. 
 Выводы судов первой и апелляционной инстанции о необязательном оснащении платформ навесами в связи с наличием на станции Сызрань-1 вокзального помещения, признаны несостоятельными, поскольку наличие на платформах указанного оборудования не только повышает показатель комфорта применительно к оценке качества услуги по перевозке пассажиров, но и служит цели защиты находящихся на платформах лиц, ожидающих прибытия железнодорожного состава, от погодных условий, которые могут создать опасность для жизни и здоровья человека. 
 При новом рассмотрении дела решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 14.08.2015 заявленные требования прокурора удовлетворены. 
 Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе