Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Дифференциация тарифов может осуществляться органом регулирования только по установленным законом критериям

ТСЖ «Строитель» г. Кинешмы обратилось в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 26.11.2013 № 575-т/10 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы «Объединённые котельные и тепловые сети» в части установленной дифференциации потребителей в зависимости от адресов проживания в г. Кинешме, ссылаясь на то, что для потребителей 12 домов, расположенных в г. Кинешме по ул. Декабристов, ул. Гагарина, ул. Воеводы Боборыкина и др. неправомерно установлен более низкий тариф на тепловую энергию (мощность) по сравнению с тарифом, установленным для всех остальных потребителей, которые также получают тепловую энергию по тепловым сетям ООО «Теплосетевая компания». 
Решением Ивановского областного суда от 10 ноября 2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сослался на технические особенности системы теплоснабжения, учтённые органом регулирования при формировании тарифов и являющиеся причиной дифференциации.
Судебная коллегия с таким выводом не согласилась, указав следующее. В силу частей 3 и 4 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования. В пункте 23 Основ ценообразования перечислены параметры, по которым могут быть дифференцированы тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования в соответствии с методическими указаниями.
 Из материалов дела следует, что МУП «Объединённые котельные и тепловые сети» является теплоснабжающей организацией и осуществляет теплоснабжение потребителей через тепловые сети ООО «Теплосетевая компания». Служба по тарифам Ивановской области установила разные льготные тарифы для потребителей МУП «Объединённые котельные и тепловые сети»: с учётом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО «Теплосетевая компания» для жителей 12 домов и с учётом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО «Теплосетевая компания» для жителей других домов. 
Вместе с тем какого-либо обоснования осуществления органом регулирования дифференциации тарифов в соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования в материалы дела не представлено. В экспертном заключении Службы по тарифам не указаны причины выделения конкретной группы потребителей, которая получает тепловую энергию через сети транспортирующей организации на тех же условиях, что и остальные жители, не проживающие по упомянутым адресам, но оплачивающие соответствующий тариф в более высоком размере. 
Несостоятельной признана Судебной коллегией и ссылка суда первой инстанции на технические особенности системы теплоснабжения с учётом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО «Теплосетевая компания», следствием которых явилась разница в тарифах, поскольку не подтверждается материалами дела, в том числе и схемой тепловой сети и линии ГВС от котельной № 15. Пояснения представителей органа регулирования в суде первой инстанции документально не обоснованы и при этом не опровергают доводов заявителя о неправомерной дифференциации тарифов.
 На основании изложенного Судебная коллегия пришла к выводу, что установленные тарифы на тепловую энергию нельзя признать законными и экономически обоснованными, в связи с чем решение Ивановского областного суда от 10 ноября 2014 г. отменила, удовлетворив апелляционную жалобу ТСЖ «Строитель».