Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Предусмотренные законом субъекта РФ исключительные случаи заготовки древесины должны обеспечивать государственные и муниципальные нужды

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 18 Закона Архангельской области от 27.06.2007 № 368-19-03 «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» (в редакции от 14.11.2014) к исключительным случаям осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений относится заготовка древесины в целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением об оспаривании названной нормы как противоречащей части 8.2 статьи 29 Лесного кодекса РФ, поскольку она направлена не на обеспечение государственных и муниципальных нужд. 
По мнению прокурора, заготовка древесины по оспариваемому подпункту не имеет ограничений, оценить целевое использование древесины в этом случае невозможно, поэтому указанная норма является неясной. При этом в отличие от заготовки древесины на основании договоров аренды лесных участков, на покупателей не возлагается обязанность по воспроизводству лесов. В нарушение части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не определены источники и порядок восполнения расходов, которые областной бюджет должен будет понести в связи с затратами на воспроизводство лесов. 
Решением Архангельского областного суда от 12 января 2015 года заявление заместителя прокурора Архангельской области оставлено без удовлетворения. 
На данное решение прокурором принесено апелляционное представление. 
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ удовлетворила апелляционное представление и отменила решение суда по следующим основаниям. 
Частью 8.2 статьи 29 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд исходил из вывода о том, что возможность заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений субъектами малого и среднего предпринимательства направлена на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Судебная коллегия с этим выводом не согласилась. 
В силу статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся, в том числе: участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ и обеспечение ее деятельности. 
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 данной статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (части 1 и 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). 
Проанализировав положения действующего федерального законодательства, допускающего осуществление заготовки древесины в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, сопоставив их с оспариваемой нормой, судебная коллегия пришла к выводу о том, что предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства возможности заготовки древесины по договорам купли-продажи не направлено на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а является мерой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая должна предоставляться им в рамках соответствующих программ. 
 Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе