Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Cубъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.

Первый заместитель прокурора Псковской области, А. и Н. обратились в суд с заявлением о признании недействующей со дня принятия статьи 7.1 закона области от 11 января 2005 года № 401- ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» в части, устанавливающей пенсионерам из числа педагогических работников предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере 1100 рублей в качестве компенсации расходов на оплату за жилое помещение, отопление и освещение. 
Решением Псковского областного суда от 30 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены. Установление фиксированного размера денежной выплаты, не обеспечивающего компенсации в полном объеме расходов за жилое помещение, отопление и освещение, по мнению суда, снижает уровень социальных гарантий для пенсионеров из числа педагогических работников, нарушает их права и ухудшает условия предоставления льгот. 
Определением Верховного Суда РФ от 15 июля 2015 года по апелляционным жалобам Псковского областного Собрания депутатов и губернатора Псковской области решение Псковского областного суда от 30 марта 2015 года отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении заявлений первого заместителя прокурора Псковской области, А. и Н. отказано. В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (абзац 3 части 2 статьи 153 этого же Закона). Согласно сведениям главного государственного управления социальной защиты населения области совокупный объем финансирования соответствующих выплат отдельной категории граждан, как того требует Федеральный закон № 122-ФЗ, на 2015 год не уменьшен, а условия не ухудшены. 
Так, на 1 января 2015 года в области согласно реестру пенсионеров из числа педагогических работников, получивших компенсацию понесенных расходов, число таких лиц составляет 955 человек. В 2014 году выплачено 10 740, 1 тысяч рублей, что в среднем составляет 937, 18 рублей на получателя компенсации в месяц. Статьей 7.1 закона области № 401- ОЗ предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 1 100 рублей. Исходя из данного размера на 955 получателей в областном бюджете предусмотрено 12 606,0 тысяч рублей. 
При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации не установил оснований считать обоснованным вывод суда о снижении с введением нового правового регулирования объема мер социальной поддержки для данной категории лиц. 
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе