Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Верховный Суд Российской Федерации дал оценку порядку утверждения размеров тарифов на электроэнергию, дифференцированных по зонам (часам) суток

Прокурор Челябинской области обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействующими положений нормативного правового акта, касающихся размеров тарифов на электроэнергию, дифференцированных по двум и трем зонам суток для пиковой зоны.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции, требования прокурора удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что вне зависимости от дифференциации тарифы не должны превышать предельный уровень тарифа на электрическую энергию, установленный Федеральной службой по тарифам. Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области по следующим основаниям.

Государственное регулирование цен на электроэнергию, поставляемую населению, построено таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить потребителю доступность этих цен, с другой - стимулировать его к рациональному использованию энергоресурсов.

Регулируемые цены для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в двух вариантах: одноставочная цена (тариф) и одноставочная, дифференцированная по двум и по трем зонам суток цена (тариф). Выбор варианта цены (тарифа) осуществляется потребителем.

В случае выбора потребителем простого тарифа он оплачивает электроэнергию по усредненной цене, не учитывающей различную стоимость энергоресурсов в разное время суток. Государство гарантирует населению возможность пользоваться электроэнергией в бытовых целях по социально приемлемым ценам путем ограничения размера цены электроэнергии предельным максимальным уровнем.

Введением зонных тарифов государство побуждает потребителей планировать энергопотребление и предоставляет им возможность оплачивать электроэнергию по более низкой цене в сравнении с той, которую они бы заплатили по простому тарифу без учета планирования. В то же время предоставление возможности оплачивать электроэнергию по низкой цене по сравнению с усредненной компенсируется более высокой ценой в то время суток, когда электроэнергия объективно наиболее дорогая. Применение различных величин зонных тарифов (пикового, полупикового, ночного) зависит от действий самого потребителя, которому предоставлена возможность путем планирования режима энергопотребления добиваться снижения своих затрат за счет использования энергопринимающих устройств в то время суток, когда электроэнергия наиболее дешевая. В то же время законодательство не ограничивает право потребителя в любой момент выбрать простой тариф.

Простой тариф выражается в конечном итоге единой величиной, доступной и допустимой для анализа и сравнения с предельным уровнем цен на электроэнергию.

При дифференциации происходит расщепление единого простого тарифа на части способом, применение которого позволяет уменьшить цену единицы электроэнергии в ночное время, сохранить ее значение на уровне простого тарифа в полупиковой зоне и увеличить в пиковой зоне. Таким образом, зонные тарифы представляют собой несколько взаимосвязанных ставок, каждая из которых не является отдельным самостоятельным тарифом и не может применяться без других ставок.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала, что не может признать законным и обоснованным сравнение пиковых ставок зонных тарифов с предельным уровнем цен на электроэнергию и, как следствие, выводы судов нижестоящих инстанций о несоответствии оспариваемой нормы действующему законодательству.

При проверке соответствия величин зонных тарифов предельным уровням тарифов необходимо сравнивать составные части, использованные для исчисления простого и зонных тарифов, и соблюдение при дифференциации тарифа Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

Учитывая то обстоятельство, что судами нижестоящих инстанций данный вопрос не исследовался, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2014 № 309-ЭС14-237).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе