Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Авторский материал начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Анатолия Паламарчука «Защита прав предпринимателей – под строгим прокурорским надзором»

Журнал "Президентский контроль"


ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ –

 ПОД СТРОГИМ ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОРОМ
 

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» предусмотрен целый ряд конкретных мер, направленных на повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан, достижение технологического лидерства российской экономики. Значительная часть этих мер призвана кардинальным образом улучшить условия ведения бизнеса в стране.

 

Органы прокуратуры Российской Федерации в течение последних лет целенаправленно обеспечивают надзор за соблюдением прав предпринимателей. В 2008 году был издан приказ Генерального прокурора Российской Федерации, которым прокуроры ориентированы на системную работу на данном приоритетном участке.

 

В мае 2012 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации во исполнение поставленных Президентом Российской Федерации задач был также принят ряд мер, направленных на качественную реорганизацию деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав предпринимателей: в центральном аппарате создано специализированное управление, аналогичные подразделения образованы в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

 

Только за период 2010–2012 гг. прокурорами было пресечено свыше 330 тыс. нарушений законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, по актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечены более 42 тыс. виновных лиц.

 

Подавляющее большинство нарушений выявляются в действиях должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Повсеместно прокурорами вскрываются факты избыточного администрирования разрешительных процедур, их усложнения и затягивания путем истребования у предпринимателей излишних документов, навязывания им платных услуг и множественных согласований, неправомерного осуществления проверок. Нередко административные барьеры создаются для понуждения предпринимателей к даче взяток или иным действиям, сопряженным с коррупционными проявлениями.

 

В текущем году с привлечением прокуроров всех субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур проведена масштабная плановая проверка соблюдения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей.

 

Основной упор в ходе проверки был сделан на анализе и оценке выполнения органами исполнительной власти различных уровней требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» применительно к представителям бизнеса.

 

Полученные результаты свидетельствуют о серьезных сбоях в реализации положений вышеназванного закона. Во многих регионах отсутствуют, либо своевременно не приводятся в соответствие с законодательством административные регламенты оказания услуг, не обеспечен должный уровень их доступности, в том числе в электронном виде с использованием современных телекоммуникационных технологий, неправомерно истребуются излишние документы, имеющиеся в распоряжении других органов власти.

 

Так, в Амурской области в 2013 году прокурорами опротестовано 75 незаконных административных регламентов предоставления муниципальных услуг. В Иркутской области оспорено 330 аналогичных регламентов исполнительных органов государственной власти области и местного самоуправления.

 

Из 13 государственных услуг, предоставляемых министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, на момент проверки лишь по двум услугам были утверждены административные регламенты. Агентство по рыболовству и развитию рыбохозяйственного комплекса Калининградской области предоставляет четыре государственные услуги, тогда как административные регламенты утверждены лишь по двум. Отсутствовали 26 административных регламентов муниципальных услуг, предоставляемых администрацией г. Калининграда.

 

В ряде субъектов Российской Федерации не обеспечен переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде.

 

Так, из 114 региональных услуг, оказываемых органами государственной власти Томской области в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг предоставляется лишь 21 услуга (18%).

 

В Ульяновской области из 56 государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти области, возможность получения в электронном виде обеспечена лишь по 4 (7%).

 

До настоящего времени не искоренены факты истребования у хозяйствующих субъектов документов и информации, представление которых в принципе не предусмотрено нормативными правовыми актами либо которые находятся в распоряжении иных органов власти и местного самоуправления.

 

Например, по принесенному прокуратурой Республики Башкортостан протесту приведено в соответствие с законом постановление республиканского правительства от 11 июля 2012 г. № 231 «О Порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Башкортостан», которым предусматривалась необходимость предоставления субъектами предпринимательства, осуществляющими эксплуатацию или имеющими намерение приступить к эксплуатации водного объекта, копии свидетельства о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), копии лицензии на право пользования недрами и других документов, имеющихся в распоряжении иных органов власти.

 

По-прежнему значительное административное давление создается органами контроля (надзора). До настоящего времени не искоренены факты проведения внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры, нарушения установленного порядка осуществления проверочных мероприятий, оформления их результатов и ознакомления с ними. Вскрыты злоупотребления контролирующими органами правом на проведение административного расследования с целью уклонения от предусмотренных законом процедур согласования проверочных мероприятий с органами прокуратуры.

 

В Алтайском, Камчатском и Красноярском краях, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Ленинградской и Липецкой областях, г. Москве и некоторых других регионах установлены случаи проведения органами контроля внеплановых выездных проверок в отношении субъектов предпринимательства без согласования с органами прокуратуры, а также в отсутствие законных оснований.

 

Так, прокурором Комсомольского района Хабаровского края было установлено, что сотрудником районного ОМВД России с целью проведения проверки индивидуального предпринимателя зарегистрировано ложное сообщение о преступлении. По представлению прокурора виновному должностному лицу объявлен выговор.

 

При рассмотрении прокуратурой г. Уфы обращений индивидуального предпринимателя о необоснованных проверках возглавляемой им сети автомоек со стороны контролирующих и правоохранительных органов выяснилось, что в мае 2012 г. органом госпожнадзора якобы на основании обращений граждан о нарушении правил пожарной безопасности в автомоечных комплексах указанного предпринимателя принято решение о проведении внеплановой документарной проверки, направлен запрос о предоставлении документов. Однако в действительности указанные в жалобах граждане их не подписывали. По требованию прокуратуры проверка в отношении предпринимателя была прекращена.

 

Департаментом экономики администрации г. Липецка с выездом на место проведены проверочные мероприятия в отношении индивидуального предпринимателя по вопросам реализации им спиртных напитков. Однако данное структурное подразделение городской администрации не наделено полномочиями по проведению проверок в сфере оборота алкогольной продукции, распоряжение о внеплановой проверке не выносилось, основания для ее проведения отсутствовали, согласование с прокуратурой не производилось. В связи с этим прокурором Советского района г. Липецка в адрес главы города внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено.

 

В некоторых регионах органы прокуратуры вынуждены реагировать на факты проведения органами внутренних дел внепроцессуальных проверок хозяйствующих субъектов (Республика Калмыкия, Краснодарский и Красноярский края, Астраханская, Белгородская, Курская, Липецкая, Мурманская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Псковская, Ростовская, Тамбовская и Ярославская области, г. Санкт-Петербург).

 

Названной проверкой охвачены и федеральные органы исполнительной власти, предоставляющие различные государственные услуги, а также реализующие контрольные полномочия в отношении хозяйствующих субъектов.

 

К примеру Россельхознадзором не соблюдаются требования закона о необходимости предоставления государственных услуг в электронной форме. Выявлены случаи установления преференций для отдельных хозяйствующих субъектов, завышения тарифов на оказание услуг. Не в полной мере соблюдаются требования законодательства о государственном контроле в части организации и проведения плановых проверок. Вскрыто более 3 тыс. проверок в отношении одних и тех же юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения законодательства в сфере ветеринарии. Распространены случаи проведения внеплановых проверок в отсутствие предусмотренных законом оснований.

 

В Росстандарте установлены нарушения при предоставлении государственных услуг по отнесению технических средств к средствам измерений, а также по утверждению типа стандартного образца или средства измерений. Введена дополнительная платная административная процедура рассмотрения и прохождения документов – проверка результатов испытаний подведомственным Росстандарту ФГУП «ВНИИМС». Общая сумма незаконно взысканных с предпринимателей средств за 2012–2013 гг. превысила 37 млн. рублей. Выявлены нарушения законодательства о государственном контроле при проведении территориальными органами Росстандарта проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Генеральной прокуратурой Российской Федерации руководителям названных федеральных органов исполнительной власти внесены представления об устранении вскрытых нарушений законов.

 

Всего по итогам проверки прокурорами пресечено свыше 62 тыс. нарушений законодательства, внесено 12,5 тыс. представлений, опротестовано более 9 тыс. незаконных правовых актов, в суды предъявлено почти 1800 исков. По требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 1800 должностных лиц, к административной – 180, более 400 – предостережено о недопустимости нарушений закона. По материалам прокурорских проверок возбуждено 26 уголовных дел.

 

Особая роль в работе на этом направлении отводится сотрудничеству с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, с которым Генеральным прокурором Российской Федерации 10 октября 2012 г. было подписано соглашение, определяющее основы совместной работы в интересах представителей бизнеса. Для оперативного разрешения возникающих вопросов сформирована межведомственная рабочая группа, в состав которой включены представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций. Аналогичные группы образованы в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

 

Актуальные вопросы защиты прав предпринимателей 21 февраля 2013 г. были рассмотрены на Всероссийском совещании прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур. Подписанное Генеральным прокурором Российской Федерации по итогам состоявшегося обсуждения решение определяет стратегию деятельности органов прокуратуры в сфере защиты бизнеса.