Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

"Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Уважаемые коллеги!

Представленный Вам ежегодный доклад о состоянии законности в Российской Федерации основан на материалах надзорной практики прокуроров по наиболее чувствительным для наших граждан и важным для государства направлениям. При его подготовке мы учитывали и правоприменительную практику других органов, в первую очередь через призму оценки состояния и тенденций развития национального законодательства.

В этой связи, хотел бы отметить, что в прошедшем году я трижды выступал перед членами Совета Федерации, по актуальным вопросам совершенствования законодательства.

Опыт конструктивного сотрудничества, сложившегося между Генеральной прокуратурой и Советом Федерации позволяет быть уверенным, что все выработанные решения окажут позитивное воздействие на состояние законности.

***

Истекший год отмечен 20-летним юбилеем Конституции России.

За это время в стране осуществлен ряд значительных мер по укреплению конституционной законности. Одной из них стала подготовка в прошедшем году закона, направленного на модернизацию судебной системы и обеспечение ее единства. В нем затронуты и важные вопросы деятельности прокуратуры, повышен статус прокуроров.

Происходило дальнейшее совершенствование механизма реализации антикоррупционных мер.

Как и в прежние годы, прокурорами уделялось внимание обеспечению конституционной законности, от состояния которой, во многом зависит эффективная реализация в стране правовых реформ.

В минувшем году органами прокуратуры оспорено более 2 тыс. 600 противоречащих федеральному законодательству правовых актов органов государственной власти субъектов и около 122 тыс. – муниципальных нормативных документов.

Они содержали неправомерные нормы по вопросам социального, налогового, бюджетного, земельного регулирования, природопользования, градостроительства и государственной службы. Практически все акты (95%) по требованию прокуроров приведены в соответствие.

Во многом благодаря превентивной работе прокуроров (а ими проведена правовая экспертиза свыше 56 тыс. проектов нормативных правовых актов региональных органов власти и 582 тыс. – муниципальных) общее число незаконных нормативных документов снизилось (-4%).

Эта деятельность и сейчас осуществляется, по сути, в ежедневном режиме.

***

Уже много лет одной из главных задач прокуроров является обеспечение правозащитной функции, особенно в социальной сфере, в которой за прошлый год выявлено более 3 млн. нарушений законов. В связи с этим по актам прокурорского реагирования только к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 480 тыс. виновных лиц, в суды направлено 700 тыс. исков, наши требования удовлетворены на сумму около 10 млрд. руб.

Традиционно в центре внимания находились вопросы оплаты труда. Совместно с судебными органами прокурорам удалось в значительной степени улучшить ситуацию с выплатой заработной платы, почти 374 тыс. наших исков удовлетворены на сумму 7 млрд. 300 млн. руб.

Тем не менее, острота ситуации сохраняется. На 1 апреля 2014 г. сумма просроченных долгов составляет 2 млрд. 569 млн. руб.

Наибольший их размер приходится на Мурманскую область, Республику Татарстан и Камчатский край.

Уполномоченным органам следует повысить спрос за сокрытие организациями информации об образовавшейся задолженности. Только в Южном федеральном округе по требованию прокуроров к административной ответственности за такие действия привлечены 158 должностных лиц предприятий, имеющих долги по зарплате на сумму свыше 300 млн. руб.

Не остались в стороне прокуроры и от проблем жителей Дальнего Востока, пострадавших от крупномасштабного наводнения.

Были оперативно открыты Временные приемные Генерального прокурора, налажено взаимодействие с заинтересованными ведомствами.

В сентябре прошлого года во всех пострадавших регионах я встречался с людьми разом лишившимися всего нажитого. Их беспокоили перспективы получения жилья, формализм в обследовании подтопленных домов, волокита при оформлении документов и перечислении компенсационных выплат.

Все эти вопросы мы незамедлительно решали совместно с органами власти и судом. Организованы подготовка заявлений, их рассмотрение судом непосредственно в пунктах временного размещения пострадавших. Надзорными мерами устранялась волокита и бездеятельность должностных лиц. Людям оказывалась другая необходимая помощь.

Всего по вопросам ликвидации последствий паводка в органы прокуратуры поступило свыше 5 тыс. 600 обращений граждан, больше половины из которых удовлетворены. Внесено почти 3 тыс. актов реагирования, в суды направлено более 2 тыс. заявлений.

На сегодня с учетом имеющейся информации о сохранении угрозы паводка и остающихся пока нерешенными ряда социальных вопросов, крайне важно все поставленные задачи выполнить в сроки, объявленные пострадавшим.

Как и прежде, значительные усилия направлялись на восстановление средствами прокурорского надзора прав слабозащищенных слоев населения, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь. В этих целях в суды направлено 12 тыс. исков.

Например, в Волгоградской области в результате принятых прокуратурой мер на приобретение необходимых льготным категориям граждан лекарственных препаратов ассигнования увеличены на 140 млн. руб.

Продолжена работа по защите интересов несовершеннолетних.

С каждым годом повышается актуальность вопросов безопасности детей в информационном пространстве. Несмотря на это, наша проверка, проведенная в 27-ми регионах страны, показала, что в субъектах не приняты программы обеспечения информационной безопасности детей, то есть, по сути, не создана основа для эффективной работы на данном направлении.

Как следствие, во многих образовательных, культурных, развлекательных учреждениях администрациями не осуществлены мероприятия по защите детей от негативной информации.

Не во всех школах внедрены программы обучения правилам безопасного поведения несовершеннолетних в интернет-пространстве.

Всего в прошлом году выявлено 12 тыс. нарушений закона в данной сфере. Для их устранения внесено почти 4 тыс. представлений, в суды предъявлено 3 тыс. заявлений с требованиями о защите детей в информационной сфере.

В связи с все повышающимся градусом полемики вокруг ситуации с Единым государственным экзаменом в ряде регионов нами проверено исполнение законодательства о его проведении.

Зафиксирована почти тысяча различных нарушений, в том числе случаи участия в выполнении экзаменационных работ преподавателей образовательных учреждений.

Выявлены факты неправомерного допуска учащихся к досрочной и повторной сдаче экзамена, слабого контроля за его проведением. Так, в Ставропольском крае досрочно сдавало ЕГЭ 82 выпускника, 7 из них получили 100 баллов. Во всех других регионах страны подобный результат в этот день показал всего лишь один экзаменуемый. Думаю, всем понятно, что за этим стоит.

Нами в Правительство России внесены предложения о совершенствовании системы оценки знаний учащихся, в частности о конкретизации оснований их допуска к досрочной сдаче экзамена. О ситуации проинформирован Президент России.

В числе проблем, касающихся практически всех граждан, остается функционирование коммунального комплекса. Они приобрели крайне острый характер и неоднократно обсуждались на совещаниях с участием руководства страны.

Поэтому от прокуроров требовалось жесткое реагирование на все допущенные нарушения закона. Всего их выявлено 320 тыс. (рост наполовину).

Особое беспокойство вызывает распространенность случаев незаконного вывода ресурсоснабжающими организациями из сферы ЖКХ капиталов и ликвидного имущества.

Так, у предприятия «Тепловые сети Воркуты» образовался долг за коммунальные услуги на сумму свыше 4 млрд. руб. Причем учредителем этой и еще 16 аналогичных организаций региона выступала компания, зарегистрированная на Кипре, куда и выводились деньги. Все это происходило при непосредственном участии местных чиновников. После вмешательства прокуроров и возбуждения 16 уголовных дел, задолженность многократно снизилась, до 135 млн. руб., и находится в пределах суммы, не оплачиваемой потребителями.

Подобные махинации, а также долги предприятий ЖКХ перед поставщиками ресурсов создают угрозу срыва бесперебойного и качественного предоставления населению коммунальных услуг.

Проблемными остаются вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, хищения бюджетных денег и многие другие.

В последнее время для наведения порядка принят ряд законодательных решений. Вместе с тем необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию правовой базы.

Выступая на «правительственном часе» в Государственной Думе в феврале этого года я их озвучил. Пока они не реализованы. Это, прежде всего, усиление ответственности за неисполнение организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, обязанностей по расчетам за коммунальные ресурсы и установление обязательного страхования риска наступления ответственности управляющих компаний.

К сожалению, пока не удается навести порядок в сфере использования государственного имущества. Нарушения закона широко распространены (123 тыс.).

Все чаще материалы прокурорских проверок служат основанием для уголовного преследования руководителей госпредприятий за незаконное распоряжение земельными участками, зданиями и сооружениями в корыстных целях.

Например, в Пермском крае руководителем одного из ФГУП реализовано 22 объекта недвижимости, по цене, заниженной более чем в 16 раз. Бюджету нанесен ущерб на сумму 590 млн. руб. (расследуется уголовное дело).

К расхищению федеральной собственности нередко приводит бездействие Росимущества.

Вместе с тем, всем уполномоченным органам следует обратить внимание и на пресечение участившихся случаев использования в качестве инструмента захвата государственного имущества банкротства предприятий.

Во исполнение поручения Президента России и решения Государственного Совета в прошедшем году прокурорами продолжены надзорные мероприятия в лесном комплексе. Их итоги убеждают в наличии неэффективного контроля за использованием, охраной, воспроизводством лесов и как следствие – многочисленных нарушений законов (45 тыс.).

Формализм в деятельности государственных и муниципальных органов при подготовке к пожароопасному периоду нередко приводит к уничтожению лесов пожарами.

Санитарные рубки, обследование леса государственной лесной охраной проводится менее чем на треть от необходимых мероприятий.

Работа по инвентаризации лесов и кадастрированию участков Рослесхозом ведется крайне медленно. Год назад на Госсовете я сообщал лишь о 14% лесных земель, поставленных на кадастровый учет. На сегодняшний день это – только 22%. Такими темпами потребуется еще 10 лет для наведения порядка.

Возмещение вреда, причиненного незаконным использованием лесных участков, не превышает 10%. Прокурорами выявлялись многочисленные факты аффилированности государственных инспекторов с лесопользователями.

Для устранения указанных и других нарушений, наряду с применением комплекса мер реагирования, нами внесены нормативные предложения по решению проблемы теневой заготовки, перемещения и продажи лесных ресурсов, которые уже реализованы. Вместе с тем важно продолжить правотворческую работу в этой сфере и установить уголовную ответственность за незаконный оборот древесины. Такой проект закона по нашей инициативе подготовлен Правительством.

Обеспокоенность вызывает состояние безопасности и контроля на транспорте.

Трагедия в аэропорту г. Казани еще раз подтвердила выводы о недостатках государственной надзорной деятельности в области авиационной безопасности.

Установлено, что территориальным управлением Росавиации к полетам допускались члены экипажей воздушных судов с неправомерно выданными свидетельствами пилотов.

Ненадлежащим образом Агентством проводились проверки авиапредприятий и воздушных судов.

Также несмотря на принятые законодательные и организационные меры работы по определению степеней защищенности от потенциальных угроз большинства объектов железнодорожного и водного транспорта не завершены. Например, в Уральском транспортном регионе из 17 тыс. объектов такие категории присвоены только 2,5 тыс. (15%).

Не способствует улучшению ситуации деятельность Ространснадзора. Его проверки зачастую не эффективны, контроль за устранением выявленных нарушений практически отсутствует.

В связи с тем, что еще не все транспортные объекты оснащены соответствующими инженерно-техническими средствами контроля важно продолжить реализацию Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.

Нельзя обойти такую тему как продовольственная безопасность. Ее обеспечение сопряжено с определенными рисками. Одним из них является ввоз в Россию сельскохозяйственной и животноводческой продукции.

Проведенная транспортными прокурорами проверка показала, что система санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля не всегда эффективна.

Это подтверждается возрастающим объемом импорта опасных для здоровья товаров, плодоовощной, молочной, мясной продукции, а также трансгенных семян.

Так, Россельхознадзором в 2013 г. было дано согласие на импорт из США без ветеринарных сертификатов почти 5,5 тыс. тонн мяса и субпродуктов, содержащих токсичные элементы, вызывающие болезни сердца, и потому запрещенных к ввозу в Россию и еще 160 стран мира.

Для устранения подобных рисков помимо ответственности виновных лиц, а также обеспечения надлежащего взаимодействия Россельхознадзора с ФТС России, требуется переработка устаревших нормативных правовых актов в этой сфере, действующих более 30-ти лет, и не учитывающих современные методы выявления опасных заболеваний.

***

В условиях выделения беспрецедентных средств на перевооружение армии и флота Президентом страны органам прокуратуры дано персональное поручение координировать усилия всех органов для наведения порядка на предприятиях, входящих в оборонно-промышленный комплекс, и прежде всего в сфере гособоронзаказа.

Уже первые надзорные мероприятия показали огромный объем допускаемых нарушений. Всего за последние два года их выявлено более 7 тыс.

Систематически нарушаются сроки исполнения гособоронзаказа, в качестве соисполнителей привлекаются предприятия не способные самостоятельно выполнить договорные обязательства, а также не имеющие необходимых лицензий.

Вскрыты схемы обогащения за счет дочерних и зависимых обществ, вывода их активов, завышения цены контрактов, а также многочисленные факты нерационального использования бюджетных средств.

Например, для погашения долга Амурского судостроительного завода перед Сбербанком из федерального бюджета на счет «Объединенной судостроительной корпорации» перечислено более 14 млрд. руб.

Однако корпорация выводом предприятия из кризиса не занималась (его долги выросли до 16 млрд. руб.). Одновременно с получением государственных средств, выделяемых на его оздоровление, инициировала процедуру банкротства завода, являющегося одним из крупнейших предприятий отрасли (по данному факту в октябре 2013 г. возбуждено уголовное дело).

Всего в настоящее время по фактам хищений, злоупотреблений и других правонарушений в отраслях оборонно-промышленного комплекса расследуется 108 уголовных дел, по 10-ти материалам продолжаются проверочные мероприятия. Сумма ущерба по ним превысила 6 млрд. руб.

***

Большой резонанс вызвали проведенные прокурорами проверки исполнения законодательства некоммерческими организациями.

Признаки политической деятельности и подтвержденное документацией НКО иностранное финансирование выявлены у 215 из них. По состоянию на конец прошлого года прокурорами установлены 24 НКО, прямо подпадающие под действие законодательства об иностранных агентах.

Конституционный Суд Российской Федерации признал соответствующими Конституции положения закона, на основе которых строилась позиция органов прокуратуры о необходимости внесения НКО в соответствующий реестр. Однако на сегодняшний день в нем состоит всего одна некоммерческая организация.

Поэтому считаю, что все точки должен расставить подготовленный с участием Генеральной прокуратуры законопроект, расширяющий полномочия Минюста России, а также реализация наших предложений о возможности включения НКО в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента, не только по заявлению НКО, но и на основании судебного решения.

***

Органами прокуратуры в 2013 г. продолжены надзорные мероприятия в соответствии с Национальным планом по борьбе с коррупцией.

Прокурорами выявлено свыше 350 тыс. нарушений законов, по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 80 тыс. виновных лиц. В следственные органы направлено более 5 тыс. материалов, по которым возбуждено 4,5 тыс. уголовных дел.

Повышенное внимание уделялось использованию государственного и муниципального имущества, земельным правоотношениям, заключению и исполнению контрактов, соблюдению чиновниками установленных ограничений.

При проведении антикоррупционной экспертизы проверено более 830 тыс. нормативных актов. В целях исключения из них коррупциогенных факторов прокурорами принесено 34 тыс. протестов.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют меры уголовно-правового характера.

Впервые с 2010 г. наблюдается увеличение числа выявленных фактов получения взятки, что свидетельствует о правильном смещении акцентов в работе оперативных служб. В этом же убеждают их усилия по выявлению и пресечению коррупционных деяний, совершаемых в составе организованных преступных групп и сообществ (рост на 41%).

За получение взяток возбуждены уголовные дела в отношении ряда высокопоставленных чиновников в правительствах Волгоградской и Саратовской областей, мэра г. Астрахани и других.

Однако надзорные проверки свидетельствуют и о нарушениях в деятельности правоохранительных органов. Негативная практика прошлых лет полностью не изжита.

Среди реализованных дел оперативного учета по-прежнему преобладают материалы о преступлениях, которые не требуют основательной оперативной разработки.

Редко проводятся мероприятия по розыску и аресту имущества, добытого преступным путем, выявлению фактов его легализации.

В прошедшем году приходилось неоднократно обращать внимание прокуроров, руководителей правоохранительных органов на проблему возмещения причиненного коррупционными преступлениями ущерба. По направленным в суд делам доля его возмещения составила лишь 10%.

Несмотря на принимаемые меры острой остается проблема искусственного формирования показателей борьбы с коррупцией путем необоснованного дробления единых продолжаемых преступлений на отдельные эпизоды.

Поэтому крайне важно развивать новое для прокуроров направление в области обеспечения достоверной уголовно-правовой статистики.

Реализуя соответствующие полномочия в 2013 г. выявлено более 470 тыс. нарушений при отражении сведений о состоянии преступности. В результате их пресечения последние стали более объективными, обнажились просчеты системы профилактики правонарушений.

Так, вновь возросли показатели рецидивной преступности (+5%), количество преступлений совершенных в состоянии наркотического (+10%) и алкогольного опьянения (+8%). Впервые за последние пять лет зафиксирован рост на 5% подростковой преступности.

Характеризуя состояние преступности в целом необходимо отметить сохранение в прошедшем году тенденции ее снижения. Зарегистрировано 2 млн. 206 тыс. преступлений, что почти на 100 тыс. (или 4,2 %) меньше чем в 2012 году.

Уже шестой год сокращение получивших учет преступных посягательств отмечается на фоне роста поступающих сообщений об их совершении (+6%), что убеждает в обоснованности позиции криминологов о большом массиве латентных преступлений и сохранении проблем, связанных с их выявлением и учетом.

Поэтому в 2013 г. значительные усилия прокуроров вновь потребовались для обеспечения законности на начальной стадии уголовного судопроизводства.

Отменено более 2,5 млн. незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, выявлено свыше 158 тыс. преступлений, не получивших своевременного учета.

Состояние законности в данной сфере рассмотрено на заседании коллегии Генпрокуратуры.

Обсуждение показало, что все чаще допускаются факты неправомерного вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе вопреки позиции прокурора о наличии достаточных признаков преступления.

Многочисленны примеры отмены прокурорами незаконных решений по одному и тому же заявлению пять и более раз. В масштабах России они исчисляются тысячами.

В результате происходит нарушение разумных сроков судопроизводства, а в ряде случаев освобождение от ответственности виновных лиц ввиду истечения сроков давности.

Установлено 4 тыс. прямых отказов в приеме заявлений о преступлениях и случаев их нерегистрации при наличии бесспорных оснований для проверки и возбуждения дел. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что более трети из них (1.400) допущено должностными лицами Следственного комитета, то есть теми, кто должен давать таким фактам уголовно-правовую оценку.

Следователи Следственного комитета не спешат привлекать к уголовной ответственности своих коллег и за незаконное ограничение конституционных прав граждан.

Недавно я уже сообщал об этом в Государственной Думе, но считаю не лишним заострить и внимание сенаторов.

В 2013 г. согласно сведениям, отраженным в следственных отчетах, число незаконно задержанных и арестованных всеми органами составило 1 тыс. 195. Многие из них содержались под стражей годами, размер подлежащего возмещению реабилитированным за счет казны вреда, составил почти 700 млн. руб. Однако по ст. 301 УК РФ – за незаконное задержание, либо заключение под стражу к ответственности никто не привлечен.

Иного результата мы не увидим, пока уголовно-правовая оценка допущенных следователями нарушений будет осуществляться самими следователями.

Возлагаемые в подобных ситуациях надежды на эффективный ведомственный контроль, к сожалению уже давно себя не оправдывают (вопреки балансу следователей и их руководителей).

Это также проявляется в вопросах обеспечения разумных сроков уголовного судопроизводства.

На прокуроров возложена обязанность реагировать на их нарушение (что собственно они и делают), однако никакого инструментария для реального воздействия на соблюдение сроков расследования и устранение нарушений законодателем не предусмотрено.

Руководителями следственных органов во многих случаях сроки продлеваются легковесно, длительность расследования объясняется в основном его сложностью, загруженностью экспертных учреждений. Отчасти это так. Экспертную базу действительно нужно развивать.

Сложных дел немало, но они явно не составляют того объема, который зафиксирован в следственной отчетности.

Например, следователями ФСКН России и Следственного комитета в срок свыше установленного законом окончена почти половина всех дел (49% и 46% соответственно).

Более того, при изучении даже особо контрольных уголовных дел (например о преступлениях в таких отраслях как ЖКХ, долевое строительство, гособоронзаказ) мы постоянно сталкиваемся с проявлениями откровенной волокиты. Месяцами по ним не производятся следственные действия, выносятся незаконные решения о прекращении и приостановлении расследования. И таких примеров в каждом из регионов России множество.

По-прежнему сохраняются недостатки и в деятельности оперативных служб.

Так, с установлением МВД России нового порядка заведения дел оперативного учета для раскрытия тяжких преступлений, эта процедура поставлена в зависимость от усмотрения руководителя подразделения.

В результате произошло массовое незаконное прекращение оперативно-поисковых дел, полмиллиона нераскрытых тяжких преступлений остались без оперативного сопровождения.

Мы оспорили этот ведомственный нормативный акт и надеемся, что в текущем году повторения подобной ситуации не будет.

Субъектами ОРД все еще допускаются нарушения при проведении мероприятий, затрагивающих тайну телефонных переговоров и при проверках бизнес-структур.

Неэффективно решались в 2013 г. задачи оперативно-розыскной деятельности по противодействию незаконной миграции.

За последние 2 с половиной года в 40 регионах страны дела оперативного учета о преступлениях, связанных с использованием нелегальных мигрантов в сферах строительства, торговли и других вообще не заводились. В целом по России их число минимально.

В результате такого бездействия органов внутренних дел, упущений Федеральной миграционной службы, да и исполнительной власти в целом, не обеспечивается надлежащая охрана общественного порядка, законопослушное поведение со стороны приезжих, что выливается в нарастание экстремистских настроений.

***

В последние годы проявления экстремизма в нашей стране приобретают все большую распространенность.

Сохранилась тенденция роста числа регистрируемых преступлений экстремистской направленности (896, +29%,). Хотя в значительной степени он обусловлен совершенствованием практики их выявления и пресечения.

Остается злободневной проблема распространения радикальных идей, прежде всего в сети Интернет. В целях выявления таких публикаций прокурорами постоянно осуществлялся мониторинг СМИ и информационных сетей.

Кроме того, с 1 февраля этого года вступил в силу федеральный закон, позволяющий во внесудебном порядке на основании требований руководителей Генпрокуратуры, направленных в Роскомнадзор, ограничивать доступ к сайтам, содержащим противоправную информацию (на сегодняшний день она удалена уже более чем с 80 сайтов).

Более активно проводилась работа по признанию в судебном порядке материалов экстремистскими. На начало этого года в федеральный список их включено уже более 2 тыс. (в 2012 г. было 1,5 тыс.).

В связи с участившимися конфликтами на межнациональной почве, Генеральная прокуратура приняла активное участие в разработке Федерального закона (от 22.10.2013 № 284-ФЗ), определившего полномочия и ответственность муниципалитетов в этой сфере. Его реализация на практике будет способствовать предотвращению межнациональных конфликтов.

Реальную угрозу национальной безопасности страны, ее социально-политической стабильности продолжают представлять проявления терроризма.

В 2013 г. произошел рост учтенных преступлений террористического характера – 661 (+3,8%), в том числе терактов – 31 (+29%).

Правоохранительным органам удалось добиться определенных результатов по нейтрализации террористического бандподполья (уничтожено свыше 530 тайников и баз боевиков, ликвидировано и задержано более 700 бандитов и их пособников, пресечена деятельность 100 эмиссаров и членов международных террористических организаций).

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему вызывает тревогу состояние антитеррористической защищенности наиболее важных объектов, мест массового пребывания людей, жилья и транспорта.

В минувшем году судами удовлетворено более 14 тыс. заявлений прокуроров о понуждении собственников и иных владельцев имущества обеспечить надлежащий уровень антитеррористической защищенности объектов.

На состоянии превентивной работы негативно сказывается недостаточная регламентация полномочий и компетенции органов власти различных уровней. Это влечет многочисленные недоработки с их стороны при реализации задач по предупреждению терроризма.

Данные упущения усугубляются отсутствием действенных рычагов влияния на складывающуюся ситуацию у антитеррористических комиссий. В результате в большинстве муниципалитетов их деятельность характеризуется формализмом и неисполнением запланированных мероприятий.

Между тем, практика свидетельствует, что в условиях сохранения террористических угроз, в первую очередь должно обеспечиваться именно их ранее предупреждение.

***

Подводя итоги, отмечу, что с учетом ограниченного времени мною затронуты не все сферы, в которых прокурорское вмешательство было необходимым и востребованным. В целом оно оказало положительное воздействие на состояние законности в стране.

Некоторые из направлений нашей деятельности, в частности порядок согласования проверок органами контроля муниципалитетов, защита прав предпринимателей и международное сотрудничество, найдут отражение в ответах на поступившие от вас вопросы.

В целом же все значимые сведения и выводы о состоянии законности в стране в прошедшем году нами отражены в письменном докладе, направленном в Совет Федерации заблаговременно.

Хотел бы подчеркнуть, что в своей работе прокуроры как и прежде опираются на поступающие обращения граждан, количество которых ежегодно возрастает.

В текущем году мы сохраняем все надзорные приоритеты, решаем новые задачи, включая организацию деятельности органов прокуратуры в Республике Крым и г. Севастополе. Прокурорами уже оказывается помощь органам власти данных субъектов федерации в формировании региональной и муниципальной правовой базы, профилактике коррупционных проявлений.

Органами прокуратуры и в дальнейшем будет делаться все, чтобы помогать людям и надежно защищать интересы государства.

Спасибо за внимание!"

По завершении доклада Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки с заключительным словом выступила Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко.

Предлагаем текст её выступления.

"Уважаемый Юрий Яковлевич, уважаемые заместители Генерального прокурора! Благодарю за очень содержательный доклад и активное обсуждение вчера всех проблем на заседании комитета в таком представительном составе.

Юрий Яковлевич, я слушала Ваш доклад и думала, что бы было с Россией, если у нас не было прокуратуры? Что бы было с законностью и правопорядком без такого государева ока? Сегодня объем работы у органов прокуратуры, сфера ответственности, компетенция огромные, и этот институт работает очень успешно. Это мы знаем и по работе в регионах, это мы видим на федеральном уровне. Сегодня к этому институту растет доверие граждан, растет доверие населения, о чем говорит рост обращений именно в органы прокуратуры граждан, которые добиваются справедливости, которые добиваются законности.

Сегодня в органах прокуратуры работает профессиональный состав людей, людей государевых, и поэтому столь убедительны результаты, о которых докладывал Юрий Яковлевич Чайка. Действительно, проделана колоссальная работа за год, есть удовлетворение от проделанной работы, от результатов работы. Конечно же, проблем еще очень много, но тем не менее мы движемся в абсолютно правильном направлении по снижению количества преступлений, правонарушений, по укреплению законности. И очень важно, что в последние годы под руководством Генерального прокурора прокуратура превращается не просто в какой-то карательный орган, а многое делается для профилактики преступлений, для предупреждения преступлений, что, на мой взгляд, имеет сегодня крайне важное значение.

Поэтому, Юрий Яковлевич, спасибо Вам, всей Вашей огромной команде за вашу работу. Мы очень тесно сотрудничаем с Генеральной прокуратурой, не только комитет по конституционному законодательству, но и многие другие комитеты. Мы всегда видим внимательное отношение, конструктивное взаимодействие. Со своей стороны, мы готовы любые ваши предложения по совершенствованию законодательства, укреплению законности своевременно реагировать, как законодатели, принимать необходимые решения.

Спасибо Вам огромное. Успехов Вам в работе! Мы - ваши партнеры и союзники. Спасибо большое за выступление, за доклад, за участие. Спасибо".

 

Биография

Чайка Юрий Яковлевич, родился в 1951 году г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края. В 1972 году после возвращения из армии поступил в Свердловский юридический институт. В 1976 году был принят стажером в органы прокуратуры.

Читать далее