Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственными институтами, правоохранительными органами проделана значительная работа, направленная на укрепление российской государственности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, повышения эффективности в борьбе с преступностью.

Основные усилия федеральных органов государственной власти в 2008 году были сосредоточены на законодательном и организационном обеспечении мер по формированию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, решении стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, реализации комплекса антикризисных мер с целью снижения для российской экономики последствий глобального финансово-экономического кризиса и обеспечения социальной поддержки граждан.

Принят «антикоррупционный пакет» законопроектов, в рамках реализации которого используется потенциал возможностей государственного, парламентского и общественного контроля. Получила поддержку антикоррупционная экспертиза законопроектов. Нарабатываются механизмы контроля за эффективностью расходования бюджетных средств. Создана правовая база для эффективной антикризисной работы в социальной сфере, на финансовом рынке, в реальном секторе экономики России.

В 2008 году были приняты важные законодательные решения по обеспечению государственной поддержки банковской сферы и предпринимательской деятельности. В федеральное законодательство внесены изменения, предусматривающие упрощение процедуры открытия бизнеса, создание условий для нормальной работы предпринимателей - юридических и физических лиц. По сути, это одно из основных направлений антикризисной работы.

Определены новые полномочия прокуроров в связи с упорядочением контроля за малым и средним предпринимательством, а также в части координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения поводов и оснований для обращения прокурора в суд в целях защиты социальных прав граждан.

***

В 2008 году наращивались усилия органов прокуратуры в правотворческом процессе. Прокуроры субъектов Российской Федерации, обладающие правом законодательной инициативы, а на сегодняшний день их 68, активно участвовали в процессе формирования региональной нормативной правовой базы в развитие федерального законодательства. Кроме того, органы прокуратуры побуждали исполнительные и законодательные органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления к приведению своей нормативной правовой базы в соответствие с федеральным законодательством.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования в соответствие с федеральным законодательством приведено более 2 тыс. региональных нормативных правовых актов.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации активно проводят превентивную работу в сфере регионального нормотворчества. За истекший период прокурорами направлено свыше 4 тыс. заключений по законопроектам и нормативным правовым актам исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с замечаниями и предложениями об устранении несоответствий федеральному законодательству, из них 96 % – приняты к исполнению.

Вместе с тем, наиболее неблагоприятное положение дел в сфере нормотворчества отмечается на муниципальном уровне. Зачастую главами сельских и городских администраций муниципальных образований издаются правовые акты, которые содержат положения, нарушающие нормы законодательства по вопросам регулирования таких наиболее актуальных правоотношений, как земельные, жилищные, тарифные, транспортные и градостроительные. Основной причиной такого положения является то, что должностные лица органов местного самоуправления не обладают глубокими знанием действующего законодательства, не отслеживают вносимые изменения и дополнения в региональные и федеральные законы.

В целях формирования единой правовой позиции по нормативному документу и для исключения случаев принятия незаконных правовых актов прокуроры на местах принимают активное участие в заседаниях представительных исполнительных органов власти местного самоуправления, безотлагательно направляют в адрес руководителей указанных органов замечания и предложения об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов несоответствий федеральным и региональным законам. Всего за прошедший год приведено в соответствие с федеральным законодательством почти 110 тыс. актов местного самоуправления.

По нашему мнению, органы власти субъектов Российской Федерации должны играть более активную роль в обучении муниципальных кадров.

***

Как и в предыдущие годы, в истекшем году деятельность органов прокуратуры, была нацелена на осуществление правозащитной деятельности на всех направлениях прокурорского надзора. В центре постоянного внимания находились социальные вопросы, связанные со здравоохранением, лекарственным и пенсионным обеспечением, правами ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних, оплатой труда и обеспечением его безопасных условий, соблюдением жилищных прав граждан, исполнением законодательства о гражданстве.

В прошедшем году прокурорами в этой сфере выявлено около 1,5 млн. нарушений законов. По их требованию за допущенные нарушения прав граждан к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 202 тыс. лиц. В защиту населения в суды подано около 400 тыс. заявлений, по которым возмещен ущерб на сумму более 3 млрд. руб.

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации вне уголовно-правовой сферы получила высокую оценку со стороны Совета Европы в ходе прошедшей в начале июля прошлого года в Санкт-Петербурге Конференции генеральных прокуроров стран Европы. Для нас это очень важно. Российский опыт правозащитной деятельности прокуроров был оценен европейскими коллегами как достойный для изучения и распространения.

***

Особую актуальность имеет наша правозащитная деятельность в условиях экономического кризиса, спада производства. Концентрация усилий потребовалась для защиты трудовых прав граждан, и, прежде всего, для решения двух самых острых проблем: оплата труда и трудовая занятость. В тоже время резко обострившаяся ситуация в конце 2008 года, связанная с последствиями мирового кризиса, обязала нас незамедлительно и решительно реагировать на все нарушения трудового законодательства.

Еженедельный мониторинг, который осуществляется органами прокуратуры, свидетельствует о нарастающей напряженности в этой сфере. После длительного периода стабильности с октября прошлого года резко возрастает суммарная задолженность по заработной плате, достигнув к 1-му апреля 2009 года 8,6 млрд. руб. При этом средствами прокурорского надзора за эти полгода нам удалось добиться снижения задолженности на 6,2 млрд. рублей.

Всего в 2008 году выявлено почти 800 тысяч нарушений трудовых прав граждан, а с января по март 2009 года их количество уже составило около 350 тысяч. В 2008 году к административной ответственности за них по инициативе прокуроров привлечены свыше 44 тыс. должностных лиц, более 21 тысяч лиц предостережены о недопустимости нарушений закона, возбуждено 519 уголовных дел о нарушениях трудовых прав граждан, из них 246 – о невыплате заработной платы.

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым перед органами прокуратуры поставлена задача - обеспечить надзор за неукоснительным соблюдением трудовых прав граждан. Мы предпринимаем все необходимые меры. Это направление деятельности в ближайший период становится для органов прокуратуры приоритетным.

Еще одна проблема была обозначена в конце года. Трагический случай в доме ветеранов в Республике Коми высветил множественные нарушения законности, связанные с функционированием объектов компактного проживания социально незащищенных групп населения в стране. В ходе проверки органами прокуратуры выявлено свыше 13 тысяч нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и пожарной безопасности. В решении данных вопросов региональные и местные власти фактически самоустранились от выполнения своих непосредственных обязанностей.

Привлечено к дисциплинарной ответственности свыше 400 виновных должностных лиц, прокурорами возбуждено более 3-х с половиной тысяч дел об административных правонарушениях. О сложившейся крайне неблагоприятной ситуации, о состоянии законности и принимаемых мерах проинформирован Президент Российской Федерации. Работа по устранению выявленных нарушений находится на контроле Генеральной прокуратуры.

***

По-прежнему остается далеко не благополучным положение в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних и исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и преступности. Принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы детской безопасности, характеризующейся весьма широким спектром проявлений.

Материалы прокурорского надзора свидетельствуют о том, что права и интересы детей по-прежнему нарушаются, в том числе в сфере безопасности их жизни и здоровья. В последнее пятилетие стабильно фиксируется тенденция увеличения общего количества выявленных прокурорами нарушений закона в отношении детей: с 220 тысяч почти до 570 (рост в 2,5 раза). За последние два года число выявленных нарушений законности в сфере образования возросло на четверть, в сфере занятости на 17%, в области защиты семьи, материнства и детства - 14%.

Недостаточный контроль органов опеки и попечительства за условиями содержания и воспитания детей и деятельностью усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей негативным образом сказывается на формировании законопослушного поведения несовершеннолетних. Значительное число подростков, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе, остаются вне поля зрения указанных органов. Все это приводит к тому, что дети становятся жертвами преступлений, а также оказываются втянутыми в совершение правонарушений и преступлений.

Только в истекшем году в отношении 126 тысяч несовершеннолетних совершены преступления различной тяжести, в результате которых погибло около 2 тысяч детей, тяжкий вред здоровью причинен почти 2 с половиной тысячам несовершеннолетним. Вместе с тем, число преступлений, совершенных несовершеннолетними, составило свыше 116 тыс.

Более того, часто преступления в отношении детей совершаются самыми близкими им лицами - родителями. В ходе прокурорских проверок регулярно вскрываются факты, когда родители уклоняются от выполнения своих обязанностей, ведут асоциальный образ жизни, употребляют наркотики, злоупотребляют алкоголем и вовлекают в это своих детей, содержат жилые помещения в антисанитарном состоянии. Каждый такой выявленный факт получает правовую оценку со стороны прокуроров. Так, в 2008 году в интересах детей судами удовлетворено почти 64 тысячи заявления прокуроров о лишении (ограничении) родительских прав.

При этом прослеживается опасная тенденция: родители соглашаются с заявленными прокурорами требованиями о лишении родительских прав и в дальнейшем даже не пытаются их восстановить, у них отсутствует желание воспитывать своих детей.

Обращают на себя внимание и факты жестокости, допускаемой лицами, которые в силу своего рода деятельности обязаны не только воспитывать детей, но и оказывать им помощь, в том числе медицинскую.

Вызывает особую тревогу высокий уровень совершаемых в отношении несовершеннолетних преступлений сексуального характера. Каждая четвертая жертва изнасилования и почти каждая вторая жертва насильственных действий сексуального характера - несовершеннолетние. С 2003 года в 7 раз возросло число детей, потерпевших от ненасильственных половых преступлений. В 2003 году это число составило около 800 человек, а уже в 2008 году свыше 5 тыс.

Совершение преступлений в отношении детей является следствием безразличия окружающих, самоустранения органов системы профилактики от принятия мер по оздоровлению обстановки в семье, снижения воспитательного потенциала учреждений, ведущих работу с несовершеннолетними, недостаточного реагирования со стороны правоохранительных органов на семейно-бытовые конфликты.

Нередки случаи безответственного отношения сотрудников органов опеки и попечительства к решению вопроса об установлении над ребенком опеки по подбору опекуна, соответствующего требованиям законодательства. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи подчас осуществляются с многочисленными нарушениями их прав и законных интересов. Прокурорами выявляются факты, когда побудительной причиной принятия на воспитание ребенка является возможность получить предусмотренные законодательством выплаты и использовать их в дальнейшем по своему усмотрению. В таких семьях дети часто не обеспечиваются необходимым питанием, одеждой, становятся жертвами насилия со стороны замещающих родителей.

Прокурорами повсеместно выявляются нарушения законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

Вследствие данных нарушений дети получают доступ к информационной продукции низкого нравственно-этического содержания, пропагандирующей преступления, жестокость, насилие, порнографию, что оказывает на детей растлевающее и психотравмирующее воздействие, приводит к нарушениям их психического здоровья и нормального развития, серьезным деформациям нравственного и правового сознания.

Для исправления сложившейся ситуации необходимо внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на усиление уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, противодействие изготовлению и обороту порнографической продукции, а также недопущение к образовательной деятельности граждан, ранее судимых за совершение преступлений, в том числе связанных с насильственными действиями сексуального характера в отношении детей.

Уже в ближайшее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации планируется проведение координационного совещания по вопросам состояния и предупреждения преступности среди несовершеннолетних, практики расследования уголовных дел, выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений подростками, взаимодействия правоохранительных органов по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

***

В 2008 году органами прокуратуры значительное внимание уделялось надзору за соблюдением законодательства в сфере деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Ряд стратегически важных решений в этой сфере был принят в минувшем году, в частности, по упорядочению и сокращению проверок, от которых именно малый бизнес и страдает больше всего.

Практика прокурорского надзора показывает, что нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов распространены и многочисленны. Всего в 2008 году по результатам проверок в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокурорами субъектов Российской Федерации внесено более 10 тыс. представлений, объявлено 1,5 тысячи предостережений, 4 тысячи лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, принесено свыше 6 тысяч протестов, в суды направлено около 1 тысячи исков и заявлений.

В ходе прокурорских проверок повсеместно выявлены факты создания дискриминационных условий деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, административных барьеров при предоставлении в аренду государственного и муниципального имущества, в том числе возложения на предпринимателей не предусмотренных законодательством обязанностей, истребования у них излишних документов. В ряде случаев заключение с ними договоров аренды обусловливалось обязательным оказанием благотворительной помощи.

Значительное количество нарушений допускается при осуществлении государственного контроля. Проверки в деятельности предпринимателей нередко проводятся без каких-либо поводов и оснований. При этом не соблюдаются процедуры контрольных мероприятий, нарушается их периодичность, не оформляются должным образом результаты.

Сложившаяся ситуация подтолкнула к созданию специального закона, который направлен именно на защиту бизнесменов. Речь идет о Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, принятым в конце прошлого года по инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Согласно этому закону, на прокуратуру возложена обязанность согласовывать все внеплановые выездные проверки малого и среднего бизнеса. Мы также должны формировать ежегодный сводный план проведения проверок.

Принятие новых законодательных актов, регулирующих деятельность контрольно-надзорных органов, в совокупности с пакетом антикоррупционных законов позволит существенно улучшить взаимодействие и координацию в этой сфере и повысить эффективность проводимой работы. В конечном счете, для представителей малого и среднего предпринимательства значительно упростятся многие административные процедуры, организованная форма будет придана взаимоотношениям государственных контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации готова к выполнению внесенных изменений в действующее законодательство в данной сфере в полном объеме. Реализация органами прокуратуры указанных функций станет действенной мерой защиты конституционных прав и свобод предпринимателей, позволит достигнуть прозрачности механизма осуществления контрольной деятельности, создаст реальное противодействие возможным коррупционным проявлениям при проведении государственного и муниципального контроля.

***

Новый импульс работе по противодействию коррупции в прошлом году придали политические решения, принятые руководством страны по вопросам борьбы с этим опаснейшим явлением.

Для прокуратуры противодействие коррупции уже давно является одним из приоритетных направлений деятельности. В последние годы эта работа претерпела существенные изменения как организационного, так и в целом качественного характера.

Новизна подхода прокуроров к вопросам противодействия коррупции заключается не только в выявлении и пресечении коррупционных правонарушений, но и в значительном внимании к их предупреждению и профилактике. Прокурорские проверки в сфере исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействии коррупции стали проводиться на постоянной основе. И как результат, в 2008 г. прокурорами выявлено свыше 200 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, что почти в два раза больше, чем в 2007 г.

Повсеместно прокурорами устанавливаются случаи совмещения чиновниками службы с занятием предпринимательской деятельностью. Требования нового антикоррупционного законодательства должны соблюдаться государственными и муниципальными служащими при прохождении службы, а также учитываться при отборе кандидатов на вакантные должности. В период, когда страна переживает серьезные экономические проблемы, все те чиновники, которые пытаются незаконно обогатиться, должны быть уволены с государственной службы.

Кроме того, в 2008 г. Генеральной прокуратурой в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции проведена масштабная проверка законности использования государственного имущества. Установлено, что нарушения законодательства касаются практически всех сфер управления и распоряжения государственной собственностью. Вскрыты факты принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления незаконных правовых актов, незаконного отчуждения имущества, создания административных барьеров при его использовании, совершения государственными и муниципальными служащими уголовно наказуемых деяний.

Всего прокурорами выявлено более 114 тыс. нарушений законов о собственности. По всем выявленным в ходе проведенных проверок нарушениям законности приняты меры прокурорского реагирования: принесено около 8 тыс. протестов, направлено в суд около 27 тыс. исков и заявлений, внесено более 17 тыс. представлений, по требованию прокуроров привлечено к дисциплинарной и административной ответственности более 16 тыс. виновных должностных лиц, по направленным в следственные органы и органы дознания материалам возбуждено свыше 1 тыс. уголовных дел.

Результаты проверки в марте 2009 года доложены на заседании президиума Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации.
В развитие уже проделанной работы в данной сфере в конце апреля 2009 года проведено совместное заседание коллегий Генеральной прокуратуры и Министерства экономического развития, на котором мы определили пути взаимодействия и выработали меры по обеспечению законности и эффективности использования государственного имущества. Это позволит создать механизм сохранности государственной собственности.

В наличии соответствующей правовой базы заключается залог эффективной работы по профилактике коррупции. Очень важно, чтобы и на уровне субъектов Российской Федерации процесс становления такой правовой основы завершился в ближайшее время. В тех регионах, где формирование антикоррупционной законодательной базы еще не завершено, прокуроры получили задание оказать практическую и методическую помощь в доработке законопроектов, при необходимости и в их разработке. Органы прокуратуры имеют богатый опыт такой работы. Фактически все региональные законопроекты о противодействии коррупции были разработаны по инициативе прокуроров и с их непосредственным участием.

Пользуясь возможностью, хотел бы сказать, что Совет законодателей, выполняющий функции координации законотворческой деятельности, может послужить целям оперативного становления в стране антикоррупционного законодательства, обеспечив обмен опытом правоприменения принятых в регионах законодательных актов, регламентирующих борьбу с коррупцией.

Значительный профилактический потенциал имеет проводимая органами прокуратуры антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, а также их проектов. Генеральная прокуратура уже два года осуществляет такую деятельность на основе специально разработанной методики. Прокурорами в 2008 году выявлено около 12,5 тыс. нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих коррупционные факторы. В этих актах содержалось почти 14 тыс. коррупциогенных норм, притом свыше 9,5 тыс. нормативных документов вообще противоречили федеральному законодательству.

Опыт работы у органов прокуратуры в сфере проверки нормативных правовых актов на коррупциогенность накоплен значительный. Поэтому Национальный план противодействия коррупции определил Генеральную прокуратуру головным исполнителем в работе по проведению экспертизы нормативных правовых актов на предмет выявления коррупционной составляющей.

Практика работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов свидетельствует о необходимости нормативного урегулирования вопросов, касающихся организации проведения антикоррупционной экспертизы, на федеральном уровне.

На очередном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, состоявшемся в марте этого года, Генеральная прокуратура вышла с предложением о законодательном установлении единых правил проведения антикоррупционных экспертиз. Эта инициатива концептуально поддержана Президентом России Д.А. Медведевым. На сегодняшний момент конструкция будущего закона определена, подготовленный проект проходит необходимые процедуры согласования.

Новым этапом в борьбе с коррупцией стало состоявшееся в конце сентября 2008 года в Генеральной прокуратуре координационное совещание руководителей правоохранительных органов страны, посвященное вопросам усиления борьбы с коррупцией в свете Национального плана. По его результатам выработан ряд организационных и практических мер, нацеленных на максимальное использование возможностей всех правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, а также предупреждение и устранение причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. Все запланированные мероприятия последовательно реализуются и находятся на постоянном контроле.

По итогам состоявшихся координационных совещаний в регионах Российской Федерации приняты решения о необходимости развития межведомственного взаимодействия между прокуратурой, правоохранительными, контролирующими органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Целью такого сотрудничества является установление более эффективного обмена информацией и накопленным опытом работы.

В результате совместной реализации выработанных мер правоохранительным органам удалось добиться положительной динамики в вопросах выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений данной категории.

Приведу лишь некоторые цифры. Довольно высокими темпами в 2008 г. росло число зарегистрированных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, значительная часть которых относится к коррупционным деяниям. Их выявлено более 43 тыс. В суд направлены дела о свыше чем 28 тыс. таких преступлений. Почти 1,5 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления совершены в 2008 году в крупном размере. Выявлено около 14 тыс. лиц, совершивших должностные преступления.

Вместе с тем, нельзя признать удовлетворительной продолжающуюся практику, когда с целью увеличения показателей, правоохранительные органы сосредотачивают усилия на выявление бытовой коррупции. В результате, как и в предыдущие годы, основную массу среди лиц, привлеченных за эти преступления, составляют преподаватели, врачи и должностные лица низового звена. Так, в 2008 году среди лиц, осужденных за взяточничество, почти 29% составили сотрудники правоохранительных органов, 11% выявлено в сфере здравоохранения и образования.

Вместе с тем, имеются определенные подвижки в этих вопросах. В 2008 году за коррупционные преступления судами осуждено 996 должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. К уголовной ответственности привлечено 248 глав муниципальных образований, а также 62 депутата различных уровней.

Генеральной прокуратурой проведен глубокий анализ практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также материалов правоохранительных органов, по результатам которого в соответствием с положениями Национального плана по противодействии коррупции подготовлен доклад Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву.

***

В 2008 году в Российской Федерации получила дальнейшее развитие наметившаяся в 2007 году тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений. За прошлый год их количество сократилось на 10,4 % и составило 3,2 млн. преступления.

Во многом снижению преступности способствовало то, что было обращено особое внимание на профилактическую сторону. В 2008 году эта работа стала проводиться более эффективно. Однако в целом общегосударственная система профилактики пока как таковая не создана. Работа не носит системного и комплексного характера, а имеет скорее направленность на отдельные виды преступлений.

К переменам в динамике преступности следует относиться сдержанно. Приведенные мной показатели основаны на официальной отчетной статистике правоохранительных органов, которые во многом отражают только результаты их работы, а не степень криминальной пораженности в обществе и состояние преступности в целом. Данные социологического опроса жителей России свидетельствуют, что во всех федеральных округах и в стране в целом уровень криминогенности оставался достаточно высоким. Более половины респондентов не чувствуют себя в безопасности, около 13 % опрошенных граждан заявили, что в 2008 году подвергались преступным посягательствам. Только четверть населения страны положительно оценивают деятельность властей по обеспечению безопасности граждан.

Эффективно бороться с преступностью позволит концентрация усилий всех правоохранительных органов по трем основным направлениям – учетно-регистрационная дисциплина, раскрываемость преступлений, качество следствия.

Правоохранительными органами проводится большая работа по укреплению учетно-регистрационной дисциплины. Но организационные меры и ведомственный контроль кардинально изменить ситуацию не смогли.

В результате принятых мер прокурорского реагирования в прошедшем году вскрыто более 2 млн. нарушений законов, допущенных при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. В течение года в ходе прокурорских проверок поставлено на учет 142 тыс. ранее известных, но незарегистрированных преступлений. Это объем преступности примерно трех-четырех средних областей. Среди укрытых - 319 убийств, свыше 2 тыс. случаев причинения тяжкого вреда здоровью, десятки тысяч краж и других имущественных посягательств.

Полагаю, что назрела необходимость рассмотреть вопрос о сосредоточении в едином органе учетно-регистрационной статистики о преступности. Такие примеры имеются в других государствах. Также в целях пересечения фактов нарушения учетно-регистрационной дисциплины необходимо повысить персональную ответственности руководителей правоохранительных органов.

В 2008 году, к сожалению, не удалось добиться перелома в раскрываемости преступлений. На фоне снижения числа зарегистрированных преступлений их раскрыто на 62 тыс. меньше. Почти полтора млн. остаются нераскрытыми. Продолжается тенденция ухудшения раскрываемости особо тяжких преступлений.

Основная причина такого положения дел связана с недостаточно эффективной работой оперативно-розыскных служб. В большинстве случаев, если преступление не раскрыто сразу же по «горячим» следам, то розыск идет, как правило, вяло, а по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести оперативные мероприятия почти не проводятся.

Безусловно, что работа органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, требует дальнейшего совершенствования и повышения эффективности. Необходимо принять дополнительные меры по совершенствованию тактики и организации работы, техническому перевооружению сотрудников, повышению уровня их профессиональной подготовки.

Реформирование уголовного судопроизводства, произошедшее в 2007 году, имело целью сконцентрировать внимание следственных подразделений на раскрытии и расследовании преступлений. В минувшем году следственным аппаратам правоохранительных органов удалось добиться определенных позитивных результатов в работе: всего расследовано более 672 тыс. уголовных дел, в суды направлено 611 тыс. дел, снизилось количество прекращенных и приостановленных уголовных дел.

Вместе с тем, прокурорами в 2008 г. было выявлено 546 тыс. нарушений законности, допущенных следователями. Для их устранения вынесено 395 тыс. постановлений и требований, а также внесено почти 30 тыс. представлений и информаций.

Необходимо учитывать, что в 2009 году придется работать в сложных условиях. На криминогенную обстановку будут влиять негативные факторы, вызванные последствиями кризиса в экономике. Все это может способствовать росту преступности, и в первую очередь, преступных деяний против собственности, в том числе с применением насилия, преступлений против личности. Кроме того, в условиях финансового кризиса можно спрогнозировать рост экономических преступлений, таких как: хищение выделенных государственных ресурсов, разного рода злоупотребления государственными и банковскими служащими, фиктивные банкротства, антимонопольные и налоговые правонарушения, незаконные операции на рынке ценных бумаг.

Учитывая, что эти тенденции несут прямую – угрозу экономической безопасности государства, органами прокуратуры в прошлом году проведена большая работа в данной сфере. Она была организована Генеральной прокуратурой в рамках деятельности Межведомственной группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданной еще 2 года назад. Опыт ее успешной деятельности позволил использовать накопленный положительный потенциал для организации работы в сфере противодействия преступлениям в сфере экономики в условиях кризиса. Выработан механизм совместных действий по контролю за сохранностью и целевым использованием средств государственной поддержки отечественной экономики, осуществляются согласованные меры по противодействию их хищениям.

Как показала практика работы в решении такой непростой задачи недостаточно усилий только правоохранительных органов, – нужна консолидация сил. В этих целях, в марте текущего года, по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Внешторгбанка проведено межведомственное совещание с участием руководителей правоохранительных и контролирующих органов, ведущих банков страны. По результатам совещания определен комплекс согласованных действий по усилению контроля за целевым использованием и сохранностью средств государственной поддержки, выделенных государственными банками системообразующим организациям согласно перечню, утвержденному Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации создан постоянно действующий рабочий штаб с участием представителей государственных банков, который в оперативном режиме координирует обмен информацией о нарушениях закона и организацию проверочных мероприятий по фактам злоупотреблений и иных правонарушений в кредитно-банковской сфере, обеспечивает взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях доведения средств государственной поддержки до предприятий реального сектора экономики.

Прокурорами субъектов Российской Федерации созданы аналогичные рабочие штабы и взято под особый контроль использование получателями средств государственной поддержки выделенных финансовых ресурсов.

Органами прокуратуры проводится работа по обеспечению надзорного сопровождения Плана действий Правительства Российской Федерации по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики, утвержденного Председателем Правительства России В.В. Путиным.

***

Развитие ситуации с учетом кризисных явлений в экономике не исключает возможности нарастания социальной напряженности в обществе, позволяет прогнозировать существенное осложнение криминогенной обстановки в ближайшее время, в том числе и в части проявлений экстремизма. Особую опасность в этой связи приобретают действия различных иностранных и международных организаций по дестабилизации внутриполитической обстановки.

С учетом специфики криминогенной и социальной обстановки Генеральной прокуратурой Российской Федерации вырабатываются меры по предупреждению, выявлению и пресечению экстремистских правонарушений. Органами прокуратуры повсеместно налажено конструктивное взаимодействие в этом направлении с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами.

В Генеральной прокуратуре уже более двух лет успешно работает специализированное подразделение по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму. В 2008 году прокурорами выявлено 18,8 тыс. нарушений законодательства о противодействии экстремизму. За последние два года количество внесенных актов реагирования увеличилось в три раза.

В 2008 году в Российской Федерации зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности (+29%), из них 430 раскрыто. В структуре преступлений экстремистской направленности значительное количество (182) занимают деяния, квалифицированные как возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Прокуроры ориентировали правоохранительные органы на такого рода превентивную работу. Это в свою очередь позволило предотвратить совершение большого числа тяжких и особо тяжких преступлений, сопряженных с применением насилия, в том числе в отношении иностранных граждан. Так, в 2008 году зарегистрировано 17 убийств, совершенных по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а в 2007 году - 22.

Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации стала одним из ключевых факторов, ведущих к росту нестабильности в обществе, порождающих в отдельных регионах сепаратистские настроения и создающих угрозу крайних форм экстремистских проявлений – террористических актов.

Эти тенденции представляют реальную угрозу безопасности государства. Они могут быть использованы представителями различных международных организаций экстремистской и террористической направленности для расширения своего влияния. В такой ситуации нам нельзя в многонациональной стране допускать конфликты на межэтнической почве.

Необходимо не только наращивать усилия по изобличению и ликвидации экстремистских группировок, но и активнее проводить профилактическую работу.

Достижение этих целей невозможно без выработки новых эффективных форм межведомственного взаимодействия. Используя координирующую функцию, Генеральная прокуратура выстраивает линию совместной работы с правоохранительными органами, органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями и объединениями.

В декабре прошлого года было издано совместное распоряжение Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности, направленное на совершенствование работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма. Разработанные меры и принятые решения легли в русло практических, а главное, - результативных действий. Мы имеем успешные примеры совместной деятельности с другими правоохранительными органами.

Так, в результате взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ФСБ России в Республике Татарстан была прекращена экстремистская деятельность группы иностранных эмиссаров. Они были принудительно высланы за пределы Российской Федерации. По заявлению Генеральной прокуратуры решением Верховного Суда Российской Федерации организация, от имени которой они действовали, была признана экстремистской.

Это не единичный случай успешной совместной работы. Информация, переданная органами федеральной безопасности, позволила прокурорам пресечь целый ряд нарушений законности в образовательных учреждениях в республиках Алтай и Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике, Тамбовской и Ульяновской областях.

Да, действительно, мы нашли эффективные формы взаимодействия, но вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени в регионах не сформирована необходимая система противодействия экстремизму, взаимодействие заинтересованных ведомств обеспечивается в недостаточной степени, нуждается в улучшении и активизации работа по нейтрализации и разобщению объединений, члены которых склонны к совершению экстремистских преступлений.

Предметом постоянного внимания прокуроров остаются вопросы, связанные с предотвращением террористической угрозы. Это чрезвычайно важный аспект совместной деятельности прокуратуры, правоохранительных органов и специальных служб. Конечно, на этом направлении проделан большой объем работы.

Значительное количество лидеров и активных членов преступных формирований привлечены к уголовной ответственности. Продолжается уменьшение количества террористических актов. Так, в 2008 году зарегистрировано 642 террористических преступления (на 15,4% меньше, чем в 2007 году).
Объективным результатом работы стало принятие решения о снятии режима контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. Такая мера позволит обеспечить условия для дальнейшей нормализации обстановки в республике, восстановления и развития ее социально-экономической сферы.

Вместе с тем существует еще много проблем, которые необходимо решать. Прокурорами отмечается снижение активности в деятельности региональных антитеррористических комиссий. Наибольшее количество нарушений законодательства о противодействии терроризму выявляется ими в деятельности органов местного самоуправления (около 20 тыс.). В их числе ненадлежащий контроль за проведением мероприятий по обеспечению технической укрепленности объектов социального назначения, мест массового скопления людей, неэффективное планирование деятельности в данной сфере, не обеспечение финансирования профилактических мероприятий, формальное их выполнение, принятие противоречащих действующему законодательству нормативных правовых актов.

По-прежнему для всех правоохранительных органов актуальной задачей остается ликвидация каналов финансирования терроризма, как из-за границы, так и внутри страны. Генеральной прокуратурой в дальнейшем будет уделяться пристальное внимание решению проблем в сфере организации деятельности органов исполнительной власти, правоохранительных ведомств по противодействию террористической угрозе.

***

Органы прокуратуры видят свое место и роль в общественно-политической жизни в том, чтобы в условиях мирового экономического кризиса помогать людям, в первую очередь, малоимущим и незащищенным слоям населения, которые страдают от него в большей степени. Именно сейчас правозащитная функция прокуратуры востребована как никогда. Поэтому мы всячески будем стараться средствами прокурорского реагирования минимизировать для людей последствия кризиса, а лучше всего – не допустить их проявлений. Мы знаем, что надо делать, и приложим для этого все усилия.

 

Биография

Чайка Юрий Яковлевич, родился в 1951 году г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края. В 1972 году после возвращения из армии поступил в Свердловский юридический институт. В 1976 году был принят стажером в органы прокуратуры.

Читать далее
Эфир
Актуальные новости и аналитика в прямом эфире