Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки «Российской газете»

Как побороть коррупцию и безнаказанность чиновников, что делать, когда коммунальщики воруют ваши деньги, и на что можно пожаловаться прокурору - об этом и многом другом на "Деловом завтраке" в "Российской газете" шел разговор с Генеральным прокурором России Юрием Чайкой.

Юрий Яковлевич, мы знаем, что Генеральная прокуратура проводит масштабную проверку по всей стране в той сфере, которая касается каждого и которая вызывает наибольшие нарекания у граждан - речь идет о ЖКХ. Ваше общее впечатление по итогам этой проверки, в каком состоянии все это находится?

Юрий Чайка: К сожалению, законность в сфере ЖКХ, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Здесь и необоснованное завышение тарифов, и предоставление услуг ненадлежащего качества, плохое содержание и эксплуатация коммунальных объектов, нецелевое расходование бюджетных средств. Много нарушений допускается исполнительными органами власти, контролирующими органами.

Как крадут из нашей квартплаты?

Юрий Чайка: В качестве примера приведу вам один вопиющий факт. В Краснодарском крае ряд энергетических компаний в расчет тарифов включили расходы на проведение праздничных мероприятий, представительские расходы и размещение рекламы. Если бы не вмешательство прокуратуры, то потребителям электроэнергии в совокупности пришлось бы заплатить "лишних" 28 миллионов рублей! Я принял решение обсудить имеющиеся проблемы на совещаниях во всех федеральных округах, лично выезжал в Северо-Западный, Уральский и Приволжский федеральные округа.

В ходе каждого из совещаний мною были объявлены предостережения о недопустимости нарушения законов главам администраций ряда городов, в том числе Екатеринбурга и Калининграда.

Предостережения были также объявлены главам муниципальных образований и руководителям управляющих компаний. Должен отметить, что они адекватно реагировали на предъявленные к ним претензии, заметно волновались, очевидно, понимая, насколько обострена сегодня ситуация в сфере предоставления коммунальных услуг для граждан.

Получается, что коммунальщиков может привести в чувство только Генеральный прокурор? А так они уже никого и ничего не боятся?

Юрий Чайка: Некоторые из них действительно потеряли и страх, и совесть. Видимо, от безнаказанности. Поэтому перед прокурорами мною поставлена задача добиваться строгой ответственности всех виновных, обеспечивать возмещение причиненного ими вреда государству и гражданам. Поактивнее и пожестче здесь надо действовать, хотя, конечно, работа в этом плане органами прокуратуры ведется значительная.

Приведу вам статистику. За 9 месяцев текущего года прокурорами уже выявлено почти 164 тысячи нарушений законов. На незаконные правовые акты принесено 5 тысяч протестов. По инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 31 тысяча лиц. По результатам рассмотрения материалов прокурорских проверок возбуждено 470 уголовных дел. В суды направлено 24 тысячи исков в защиту нарушенных прав граждан.

То есть прокуроры выступают в судах в интересах пострадавших от коммунальщиков людей?

Юрий Чайка: Именно так. Но речь идет в первую очередь о тех гражданах, которые в силу объективных обстоятельств, например, нетрудоспособности, не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. В этой связи особое внимание мы уделяем охране интересов пенсионеров, ветеранов, инвалидов и других слабозащищенных категорий населения. Например, только в Санкт-Петербурге прокурорами заявлено 600 таких исков, подавляющее большинство из них судом уже удовлетворены. Мы продолжаем принимать меры реагирования, обеспечивающие восстановление нарушенных прав.

Вас не пугает, что в ходе прокурорской проверки выявляются нарушения, виновные несут наказание, но спустя время происходит опять все то же самое. Какой-то замкнутый круг. Может быть, у вас есть рецепт как из него выйти?

Юрий Чайка: Рецепт простой. Самой эффективной мерой является привлечение к уголовной ответственности. Я уже сказал, что по итогам наших проверок расследуется 470 уголовных дел. Главное - должен работать принцип неотвратимости наказания. И второе: необходим жесткий общественный контроль за положением дел. Полагаю, что при более активной позиции общества можно устранить лазейки для злоупотреблений в сфере ЖКХ.

А что грозит вороватому домоуправу, если его поймают?

Юрий Чайка: Это решает суд в зависимости от обстоятельств преступления, личности виновного, юридической квалификации содеянного им. Боюсь, что заслуженно суровые приговоры будут вынесены далеко не всем таким подсудимым. Мы ведь сейчас пошли по пути гуманизации уголовного законодательства. И, как всегда, перегибаем палку. Уверен, что по некоторым составам преступления снижение меры наказания ничем не оправдано.

По каким, например?

Юрий Чайка: В первую очередь речь идет о преступлениях в сфере экономики. Бесспорно, гуманизация должна быть, но все хорошо в меру. В результате не совсем продуманного изменения закона на сегодня наказание снижается даже тем, кто осужден за хищения и легализацию похищенного на миллиардные суммы. Я полагаю, что для защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования следует не только закон смягчать, а прежде всего формировать цивилизованную правоприменительную практику, особо жестко реагируя на любые проявления коррупции в этой сфере. Хотя следует подчеркнуть, что наше законодательство и до либерализации ответственности за экономические преступления нельзя было в этой части признать чрезмерно суровым. В Китае за такие деяния может применяться даже смертная казнь, а в США не так давно двух организаторов финансовых пирамид осудили на 110 и 150 лет лишения свободы. Как говорится, комментарии излишни.

И все-таки, что делать гражданам, которые столкнулись с нарушениями закона в сфере ЖКХ?

Юрий Чайка: Надо сразу идти в прокуратуру. Мы сейчас создали в каждом федеральном округе временные приемные Генерального прокурора, пусть люди туда обращаются. Мы им поможем - однозначно.

Аналогичная приемная Генерального прокурора была открыта в городе Крымске сразу после наводнения. Ее работа оправдала себя?

Юрий Чайка: Полностью оправдала. Временная приемная в Крымске была открыта по моему указанию и ежедневно работала с 17 июля по 1 октября 2012 года.

За это время принято свыше 3 тысячи 600 человек.

Более чем двум тысячам жителей оказана юридическая помощь в установлении факта проживания в зоне подтопления при отсутствии регистрации, включении в списки на получение мер государственной поддержки, проведении обследований домов.

По итогам приема безотлагательно разбирались с доводами почти по тысяче заявлений о несогласии с результатами обследования жилья, невключении домов в зону затопления, неполучении причитающихся денежных средств и с другими жалобами. Сразу же были удовлетворены 400 обращений, по остальным даны разъяснения, ряд из них направлен по подведомственности. Кроме того, прокурорами принимались незамедлительные меры по защите прав социально незащищенных граждан.

В их интересах в суд направлено почти 300 исковых заявлений. Все требования прокуратуры удовлетворены.

Мы проанализировали поступившие к нам обращения. На основе этого обобщения потребовали от муниципальных служб провести дополнительное обследование домовладений на территории Крымска. По его результатам местными властями расширены границы зоны затопления территории городского поселения с включением большого количества ранее не учтенных пострадавших жилых домов в списки разрушенных и аварийных.

Генеральная прокуратура с этого года начала вести всю уголовно-правовую статистику в стране. То есть теперь вы все знаете о состоянии законности, в какой сфере у нас хуже, в какой лучше, криминогенный уровень, уровень преступности?

Юрий Чайка: Все эти сведения были доступны нам и раньше. Многие из них характеризуют надзорную деятельность прокуроров. Например, только при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в прошлом году выявлено без малого 5 миллионов нарушений законности, в этом году за 10 месяцев - более 4 миллионов 300 тысяч, тенденция роста 7 процентов. Плюс к этому за прошедший год и 9 месяцев этого года установлено 7 миллионов 800 тысяч нарушений закона, допущенных при производстве следствия и дознания.

Цифры астрономические.

Юрий Чайка: Меня самого они очень тревожат, поскольку, кроме активности прокуроров, иллюстрируют еще и отношение должностных лиц и граждан к соблюдению законов. Также настораживает ежегодный рост числа граждан, обращающихся в органы прокуратуры с жалобами и заявлениями о допущенных нарушениях законодательства. Традиционно к нам поступало примерно 2,5 миллиона обращений в год, а в текущем году мы прогнозируем показатели 3-3,5 миллиона. Это, с одной стороны, бесспорно, свидетельство роста доверия населения к органам прокуратуры, но, с другой стороны, я повторюсь, еще и характеристика состояния соблюдения законности в стране.

Штат прокуратуры сейчас какой?

Юрий Чайка: К сожалению, недостаточный для выполнения всех возложенных на нас задач. У нас оперативных работников, прокуроров всего около 34 тысяч. А объем работы колоссальный. Наши полномочия постоянно растут. Например, ведение правовой статистики. Эта функция возложена на органы прокуратуры еще с 1 января 2012 года. Но ни одного сотрудника для ее обеспечения нам пока не дали. Сейчас нас поддержали президент, правительство, обещали выделить 1800 единиц. Хорошо, что МВД пошло навстречу, и мы пока совместно работаем, используя и людские, и материальные ресурсы этого ведомства. Все понимают, что это дело государственной важности. В будущем же мы намерены реализовывать эту функцию самостоятельно, поскольку прокуратура действительно единственное ведомство, которое имеет возможность быть объективным в этом вопросе, ведь мы не отвечаем за раскрываемость преступлений.

То есть теперь в стране будет полноценная и объективная статистика по числу преступлений?

Юрий Чайка: К этому прилагаются значительные усилия. Во всех регионах созданы контрольные группы, повышается спрос с должностных лиц, составляющих и подписывающих учетные документы. Ведь при учете преступлений многое зависит от достоверно составленной статистической карточки. К примеру, при ее заполнении достаточно "забыть" проставлять реквизит о совершении преступления в общественном месте и уличная преступность будет "побеждена" на бумаге. Прокурорами вскрыто почти 17 тысяч искажений статистических данных о количестве уличных преступлений. Всего же за 9 месяцев выявлено около 280 тысяч нарушений, допущенных в правоохранительных органах при формировании форм федерального статистического наблюдения и учете преступлений.

Зарплата прокуроров соответствует их нагрузке?

Юрий Чайка: Абсолютно не соответствует. В прокуратуре в настоящее время очень небольшие зарплаты по сравнению с другими госорганами. Но этот вопрос, я полагаю, мы решили при поддержке президента России. С начала следующего года зарплата прокурорских работников будет постепенно повышаться, и в течение года мы должны выйти на уровень не ниже, чем в полиции.

Громкие коррупционные скандалы дошли уже до федеральных ведомств. Как вы оцениваете перспективы этих дел, следствие достаточно деликатно обходится с участниками скандалов?

Юрий Чайка: Я бы не сказал, что деликатно. Громкие публичные заявления по резонансным уголовным делам должны базироваться исключительно на собранных доказательствах, а не так, как это у нас часто бывает: доказательств по делу еще нет, а СМИ уже выносят приговор - виновен, и даже меру наказания готовы предложить. Это неправильно, я считаю. Принцип презумпции невиновности существует во всем цивилизованном мире. Такие сложные дела необходимо расследовать кропотливо и взвешенно, спешка здесь только вредит. На мой взгляд, следствие в данном случае действует абсолютно правильно.

Нельзя человека без достаточных оснований отправлять за решетку. Вы знаете сколько людей, содержащихся под стражей, было освобождено в прошлом году? 29 тысяч человек! Население небольшого города! Почти тысяча из числа освобожденных были арестованы без достаточных оснований, многие из них до изменения меры пресечения содержались под стражей год и более. А ведь это - судьбы человеческие: у каждого семьи, дети...

Прокуратура совсем не может на это влиять?

Юрий Чайка: Напротив, прокуроры в пределах предоставленных полномочий остро реагируют на незаконные задержания, аресты и другие нарушения прав участников уголовного судопроизводства. Но, к сожалению, в последнее время складывается такая практика, что при избрании меры пресечения "первой скрипкой" в суде во многих случаях является не прокурор, а следователь.

В то же время заключение человека под стражу - это максимальные ограничения его прав на свободу и личную неприкосновенность, гарантированных Конституцией России. Поэтому само по себе участие прокурора в судебных заседаниях при избрании данной меры пресечения является не чем иным, как дополнительной гарантией соблюдения законности при лишении неприкосновенности. Например, только в 2011 году прокурорами не было поддержано свыше 4,5 тысячи ходатайств следователей об избрании этой меры пресечения. Однако законодатель, как мне представляется, особой значимости этой функции прокурорской деятельности в досудебной стадии не учел.

Нередко заключения прокуроров, например, о недостаточности оснований для заключения под стражу, в том числе по причине отсутствия доказательств, остаются без должной оценки суда. Например, за 5 лет, прошедших после реформирования следствия, вопреки позиции прокурора арестовано более тысячи подозреваемых и обвиняемых.

Что касается ареста ряда фигурантов по "болотному" делу, позиция прокуроров и следователей совпала в этом вопросе или можно было ограничиться более мягкими мерами пресечения?

Юрий Чайка: В ходе расследования установлено, что во время беспорядков на Болотной площади применялось насилие к сотрудникам правоохранительных органов, обеспечивавших безопасность людей во время проведения митинга. Во всех цивилизованных странах власть весьма жестко пресекает любые подобные проявления агрессии. Поэтому моя позиция была изначально жесткая. Виновные должны отвечать по всей строгости закона, причем если ими совершены уголовно-наказуемые деяния, то применение к ним мер административного воздействия считаю недопустимым. Наказывать надо в соответствии с Уголовным кодексом.

Безусловно, следствию и оперативным службам необходимо принять все меры для установления организаторов незаконных действий, сбора доказательств их вины и привлечения к ответственности. Все эти действия, конечно, должны проводиться в строгом соответствии с законом.

Генпрокуратуре дадут возможность возбуждать отдельные уголовные дела, в том числе против спецсубъектов?

Юрий Чайка: Это вопрос не к нам, а к законодателю. С сентября 2007 года прокуроры утратили право возбуждать уголовные дела и проводить расследования, в том числе в отношении лиц, наделенных особым процессуальным статусом (спецсубъектов). К их числу относятся депутаты различного уровня, судьи, прокуроры, следователи и другие лица. Такое право на сегодня есть только у Следственного комитета Российской Федерации. Однако подобное положение нарушает баланс процессуальных полномочий представителей стороны обвинения и создает реальные предпосылки для использования этих исключительных прав следователями не в интересах службы и дела.

Очевидно, что следователь не должен доминировать над прокурором, судьей и адвокатом, однако, к сожалению, это нередко наблюдается в нынешнем уголовном процессе.

Полагаю, российский законодатель должен прийти к пониманию того, что прокурорский надзор не может быть эффективным средством обеспечения законности в уголовном судопроизводстве, если прокурор не обладает правомочиями надлежащим образом отреагировать на выявленные нарушения и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, возбудить уголовное дело, в частности, в отношении спецсубъектов.

Скажите, а на следователей стали жаловаться больше, меньше? Какова тенденция?

Юрий Чайка: Тенденция несколько удручающая. На протяжении последних лет органы прокуратуры фиксируют значительное число жалоб граждан на действия и решения органов расследования. Причина - допускаемые ими нарушения закона.

Судите сами: если в 2006 году прокурорами было выявлено 2,2 миллиона нарушений в сфере уголовного судопроизводства, то за истекшие пять лет этот показатель увеличился почти вдвое и в 2011 году составил 4,1 миллиона. Например, если за весь 2011 год в Следственном комитете Российской Федерации прокурорами установлено более 208 тысяч нарушений закона, то за 9 месяцев 2012-го их число составило уже свыше 220 тысяч, то есть рост - 55 процентов по сравнению с аналогичным периодом год назад. Аналогичная ситуация наблюдается и в других органах. Например, в МВД России рост - 25 процентов, в госнаркоконтроле - 54 процента.

Особо хотел бы подчеркнуть, что отмеченная негативная тенденция имеет место на фоне кратного сокращения следственной нагрузки как по делам, направленным в суд, так и по расследованным преступлениям. Более того, во всех следственных органах, вопреки снижению нагрузки падает качество следствия, растет число дел, возвращенных к доследованию, увеличивается удельный вес прекращенных производством дел. Это весьма тревожная ситуация, требующая внесения корректив в работу, в первую очередь повышения уровня эффективности ведомственного процессуального контроля, который до сего времени так и не справился со своими основными задачами.

В этом году стали значительно меньше говорить о противостоянии между прокурорами и следователями, это означает, что удалось преодолеть все разногласия?

Юрий Чайка: Я бы не стал говорить о каком-либо противостоянии и разногласиях между следователями и прокурорами. Мы являемся представителями одной стороны уголовного судопроизводства - стороны обвинения. Фактически цели и задачи у следователя и прокурора одни и те же - изобличение лица, виновного в совершении преступления, и восстановление нарушенных прав граждан, защита интересов общества и государства. Только реализуют они их по-разному - каждый в рамках своей компетенции, строго регламентированной действующим законодательством.

Здесь необходимо сказать, что возложенная на прокурора функция надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования требует от них во всех случаях остро реагировать в пределах имеющихся у них полномочий на факты незаконных и необоснованных действий и решений следователей. Прокуроры, выполняя свой служебный долг, принимают меры к отмене таких решений. Хочу подчеркнуть, что эта деятельность вовсе не связана с каким-либо противостоянием, а направлена исключительно на обеспечение законности в досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Несмотря на то, что руководство страны заявило, о том, что хватит "кошмарить бизнес", предприниматели продолжают жаловаться, что на них все равно оказывают давление?

Юрий Чайка: Я согласен, эта проблема еще до конца не решена, но определенные положительные тенденции в этой сфере мы имеем.

В мае 2012 года в органах прокуратуры были созданы специализированные подразделения по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Особая роль в работе на этом направлении отводится взаимодействию с Уполномоченным при президенте России по защите прав предпринимателей, с которым подписано соглашение, заложившее основы совместной работы. Для оперативного разрешения возникающих вопросов сформирована межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций.

Основные усилия прокуроров направлены на недопущение и устранение незаконного вмешательства органов власти различных уровней в предпринимательскую деятельность, в том числе посредством проведения правоохранительными и контролирующими органами проверок предпринимателей.

Хочу отметить, что у нас есть определенные успехи при реализации полномочий по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию проведения внеплановых проверок. За истекшие три года органами прокуратуры рассмотрено свыше 141 тысячи обращений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок субъектов предпринимательства. Практически каждое второе такое обращение было обоснованно отклонено. Более того, за этот же период при составлении сводных планов проверок бизнес-структур в органах прокуратуры отклонено 2,5 миллиона не основанных на законе предложений контролирующих органов о проведении проверочных мероприятий. Я также хотел бы подчеркнуть, что, по оценке бизнес-сообщества, наделение прокуроров полномочиями по формированию ежегодного сводного плана проведения проверок привело к существенному снижению административного давления на предпринимателей и создало благоприятные условия для развития бизнеса и инвестиционного климата в стране.

Много говорится о нарушениях во время выборов различных уровней, а что говорят по этому поводу прокурорские проверки?

Юрий Чайка: Проверки показывают, что те или иные нарушения законодательства о выборах допускаются на всех стадиях избирательного процесса и всеми его участниками: на стадии образования избирательных округов, формирования избирательных комиссий и участков, составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов на выборные должности, на стадии предвыборной агитации. В большинстве случаев только своевременное вмешательство прокуратуры позволяет восстановить нарушенные избирательные права граждан и избежать негативных последствий.

Могу привести цифры по итогам избирательных кампаний и выборов 14 октября 2012 года. В связи с выявленными нарушениями избирательного законодательства прокурорами было внесено свыше 500 представлений. Принесено 90 протестов на правовые акты, возбуждено 185 дел об административных правонарушениях, должностным лицам объявлено более 100 предостережений о недопустимости нарушения закона.

Своевременно принятые меры позволили обеспечить стабильную ситуацию в ходе подготовки и проведения выборов. В целом же избирательные кампании прошли без серьезных нарушений требований закона.

Возникает традиционный вопрос. Реку загрязняют - к прокурору; аптеки продают плохие лекарства - прокурор должен проверить; трубы гнилые – там тоже прокурор. Есть ли какая сфера, которой прокуратура не занимается?

Юрий Чайка: Действительно, люди обращаются в прокуратуру с самыми разными жалобами. Количество обращений растет из года в год, потому что именно прокуратура в правозащитной сфере наделена значительными полномочиями, которыми не обладает больше ни один государственный орган. Не случайно в сентябре нынешнего года в Страсбурге Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию государствам-членам о роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы. Для российских органов прокуратуры это решение можно считать настоящим прорывом, поскольку вопрос о необходимости ее принятия был инициирован именно российской прокуратурой, представители которой принимали самое активное участие в ее разработке. Во всех правовых системах прокуратура призвана быть органом защиты прав и свобод человека. Данная деятельность российских прокуроров позволяет ежегодно защищать права и законные интересы миллионов граждан.

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС

Липовая отчетность - старая беда наших правоохранителей. В погоне за хорошими цифрами часто скрывали реальные преступления. Как вы считаете, теперь полицейским удаётся уйти от пресловутой палочной системы в оценке их работы?

Юрий Чайка: Что касается пресловутой "палочной системы", то с удовлетворением отмечу, что в этом вопросе мы с министром внутренних дел единомышленники. Липовая отчетность его тревожит не в меньшей степени, чем прокуроров. Ведь потерпевшему от преступления не легче после изучения блестящих отчетов о раскрываемости. Для него важен конкретный результат: чтобы был возмещен вред и преступники понесли наказание. А этого можно добиться только путем профессиональной работы по раскрытию преступлений, а не с помощью приписок и других манипуляций со статистикой.

Мы считаем, что система МВД должна быть открытой. Люди при обращении в полицию не должны опасаться, что кто-то укроет преступление, и так далее. К сожалению, сегодня этого пока нет. На мой взгляд, то, что сегодня ведомство практикует открытость, это абсолютно правильно, главное – чтобы это было реализовано на практике и не оставалось популистскими заявлениями.

Иван Егоров

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5962 (289), от 14 Декабря 2012 г. 

 

Биография

Чайка Юрий Яковлевич, родился в 1951 году г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края. В 1972 году после возвращения из армии поступил в Свердловский юридический институт. В 1976 году был принят стажером в органы прокуратуры.

Читать далее