Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет комплекс мер по возмещению ущерба и устранению нарушений закона при реализации проекта создания инновационного центра «Сколково»

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 30 октября 2013, 12:16

Генеральной прокуратурой проверена некоммерческая организация «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково») и ее дочерние компании, в которых выявлены грубые нарушения законодательства при реализации проекта создания инновационного центра «Сколково».

Вопреки ст. 1, 4, 8 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее – Закон) Фондом не обеспечены должное организационное руководство и координация деятельности по реализации проекта, что способствовало бесконтрольному расходованию средств, а также причинению ущерба Фонду и интересам государства.

В нарушение ч. 3 ст. 1 и ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельные лица, участвующие в реализации проекта, в гражданских правоотношениях действовали недобросовестно, свои обязанности исполняли ненадлежащим образом.

Для достижения определенных Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» целей развития исследований, и коммерциализации их результатов из федерального бюджета в 2010-2012 гг. Фонду в условиях отсутствующего бюджетного контроля и без утвержденных конкретных целевых показателей его деятельности выделено около 50 млрд. руб.n

Опережающее финансирование и отсутствие порядка использования (инвестирования) временно свободных денежных средств, привело к тому, что Фондом более 22 млрд. руб., полученных из федерального бюджета, размещались на депозитах, направлялись на приобретение векселей (ценных бумаг) по процентной ставке значительно ниже ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также размещались на депозитах, под низкие процентные ставки, в интересах коммерческого банка.

Отсутствие со стороны руководства Фонда «Сколково» должного контроля при реализации проекта способствовало бесконтрольному и расточительному расходованию средств в ущерб интересам государства.

Так, 01.03.2012 Фондом заключено два договора на создание рекламных видеоматериалов продолжительностью 60 сек., 30 сек. и 10 сек., общей стоимостью 54 млн. руб. Согласно проведенному исследованию рыночная стоимость выполненных работ не превышает 5 млн. руб. В результате завышения цены договоров Фонду причинен ущерб в сумме 49 млн. руб.

Только на консультационные услуги заключено более 200 договоров общей стоимостью 0,6 млрд. руб. При этом выявлены факты завышения стоимости выполненных работ, что причинило ущерб в размере свыше 400 млн. руб.

В нарушение ч. 1 ст. 6 Закона без определения порядка привлечения третьих лиц Фондом осуществлялось расточительное и бессистемное расходование средств на оплату оказанных ими услуг. В период 2010-2012 гг. заключено более 200 договоров на сумму свыше 600 млн. руб.

Например, юридическому лицу оплачены услуги по разработке системы ключевых показателей эффективности работы на сумму 6 млн. руб., которые согласно приказу президента Фонда от 24.02.2012 должны разрабатываться департаментом по стратегическому планированию и анализу.

Фирме за работу «Социологическая модель социальной среды «Сколково», по содержанию идентичную диссертации Дулиной Н.В. «Социально-пространственная модификация современного российского крупного города», выплачено 2,7 млн. руб.

По заключениям эксперта на 16 млн. руб. завышена стоимость услуг по 8 договорам с физическими лицами в области образования, о проведении семинаров, по содействию руководству в развитии инфраструктуры Центра, по анализу деятельности Фонда.

Неединичны факты непредставления отчетов, либо предоставления общих сведений о выполненных работах, которые не позволяют оценить их объем и качество.

Ненадлежащее осуществление Фондом контроля за целевым использованием предоставленных грантов привело к выводу средств из сферы инноваций. Проверка показала, что грантовые средства с использованием различных «теневых» финансовых схем направлялись организациям с признаками фиктивности, вновь созданным организациям, на счета руководителей грантополучателей, аффилированным компаниям, в том числе находящимся в оффшорных юрисдикциях.

Около 2,1 млрд. руб. в нарушение условий грантовых соглашений было отвлечено от научной деятельности и в целях извлечения дохода размещено на депозитных счетах. Полученные в виде грантов денежные средства перечислялись в виде беспроцентных займов, в том числе аффилированным организациям.

Вопреки требованиям закона до установления Фондом порядка распределения грантов 102 участникам проекта на осуществление исследовательской деятельности выделено 5,7 млрд. руб., что способствовало предоставлению преференций отдельным из них. При отрицательном заключении профильного структурного подразделения (кластера) выделены гранты четырем участникам на сумму 1,2 млрд. руб.

Без экспертизы обоснованности заявок выделено 17 грантов на сумму 3,6 млрд. руб., по 3 из которых члены грантового комитета, в т.ч. президент Фонда имели личную заинтересованность.

В отсутствие правовых оснований - до утверждения Фондом отчета о расходовании ранее полученных средств и согласования сметы расходов на второй этап деятельности, ООО предоставлен очередной транш гранта в сумме 91 млн. руб.

Несмотря на сомнения экспертов в инновационности и рыночном потенциале проекта, инвесткомпании выделен грант 21,5 млн. руб. При этом участником учредителя инвесткомпании грантополучателя является советник Президента Фонда.

Юридическому лицу выделен грант в сумме 1,7 млрд. руб., однако порядок предоставления грантов учреждениям, не являющимся участниками проекта, Фондом не был утвержден.

Нарушения участниками правил проекта носят неединичный характер. Например, ввезенное в целях осуществления исследовательской деятельности оборудование на сумму 32 млн. руб., передано третьему лицу, статус участника позволил обществу воспользоваться правом на возмещение затрат в размере 5,7 млн. руб.

В нарушение ст. 10 Закона выездными проверками Фонда за весь период его функционирования охвачено лишь 0,6 % участников. Отсутствие должного контроля за расходованием средств грантов при установленном Фондом принципе их безвозвратности ведет к ослаблению ответственности грантополучателей за достижение целей исследований. Вместе с тем в России имеется судебная практика, свидетельствующая о возможности взыскания предоставленных грантов на основании ст. 307 - 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, при условии закрепления данных обязательств в соглашении сторон.

Предусмотренные подп. «а» п. 1 ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 8 Закона основные функции Фонда по утверждению документов, содержащих правила проекта, реализуются непоследовательно, в отдельных случаях такие акты принимаются после начала реализации соответствующих правоотношений.

Так, на момент проверки не были согласованы попечительским советом и не вступили в силу правила осуществления исследовательской деятельности участниками проекта, а также правила осуществления образовательной деятельности. В нарушение ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 4.8.7 устава Фонда право утверждения правил землепользования и застройки неправомерно делегировано президенту Фонда, эти правила высшим и надзорным органами управления Фонда не утверждены. Правила предоставления жилых и нежилых зданий и помещений в установленном порядке не согласованы.

Строительство объектов на территории Центра «Сколково» осуществлялось без разрешительной документации и оформленных прав на землю, что создало угрозу безопасности их дальнейшего функционирования.

Имелись факты выдачи Фондом разрешений на строительство без положительного заключения экспертизы проектной документации. Возложенные на Фонд обязанности по осуществлению надзора за строительством объектов инфраструктуры практически не реализовывались.

В связи с этим Генеральной прокуратурой руководителю Фонда внесено представление, в котором поставлен вопрос о возмещении причиненного ущерба, устранении выявленных нарушений закона, их причин и условий, а также привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

По результатам Фондом приняты определенные организационно-распорядительные меры, в том числе разработан и утвержден ряд необходимых документов, установлен принцип возвратности грантов, закреплена гражданско-правовая ответственность грантополучателей, запланированы их выездные проверки. Кроме того, возмещено 15 млн. руб. ущерба по договорам на создание рекламных видеоматериалов, прекращены выплаты на сумму более 300 млн. руб. по итогам проверки сметной стоимости ряда работ, в суды заявлены иски о взыскании 30 млн. руб. ущерба.

Двум вице-президентам Фонда за ненадлежащее организационное руководство и координацию деятельности по реализации проекта «Сколково» объявлены выговоры.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации предложено Министру финансов Российской Федерации принять меры к повышению результативности и соблюдению целевого характера при расходовании Фондом выделенных из бюджета денежных средств, а руководителю ФНС России - обратить особое внимание на проведение проверок участников проекта, воспользовавшихся правом на льготное налогообложение.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлен контроль за возмещением причиненного государству и Фонду ущерба.

Версия для печати
Разместить в блоге
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ВКонтакте
Добавить в закладки
  • Google
  • Del.icio.us
  • Memori.ru
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
Архив

Мероприятия
и встречи

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка принял участие в работе Восточного экономического форума

Архив

Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Архив

Видео

Матч по футболу между ГП РФ и Национальным управлением Италии по борьбе с мафией и терроризмом

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Забайкальский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура
  •     Амурская бассейновая природоохранная прокуратура