Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в г. Екатеринбурге оперативное совещание по вопросам защиты прав предпринимателей в Дальневосточном, Приволжском, Сибирском и Уральском федеральных округах

16 октября 2015, 10:30

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялся семинар-совещание по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации

г. Сочи, 10.11.2015 г.

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Екатеринбурге совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Сегодня, 7 мая 2019 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в Екатеринбурге совещание о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Дальневосточного, Приволжского, Сибирского и Уральского федеральных округов.

В мероприятии приняли участие полномочные представители Президента Российской Федерации в Сибирском и Уральском федеральных округах Сергей Меняйло и Николай Цуканов, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, представители Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководители федеральных и региональных органов государственной власти, представители государственных корпораций и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации в Дальневосточном, Приволжском, Сибирском и Уральском федеральных округах, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.

Открыл заседание Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. С вступительным словом к собравшимся обратились Сергей Меняйло и Евгений Куйвашев.

С основным докладом о результатах надзорной практики и ключевых проблемах в рассматриваемой сфере выступил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман.

Также в рамках мероприятия прозвучали доклады председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова, председателя Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергея Ястребова, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светланы Радионовой, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергея Пузыревского, прокуроров Саратовской области, Республики Хакассия, Амурского бассейнового природоохранного прокурора, руководителей ряда компаний.

В ходе коллегии отмечено, что в рамках перехода на новую систему обращения с отходами по требованию прокуроров региональными операторами активизирована деятельность по своевременному сбору и транспортированию отходов, обеспечено раскрытие информации в области обращения с отходами, устранены нарушения порядка расчета и начисления платы за оказанные услуги.

Всего прокурорами Дальневосточного, Приволжского, Сибирского и Уральского федеральных округов в 2018 году и истекшем периоде 2019 года в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами выявлено более 37 тыс. нарушений законов, принесено 2 тыс. протестов, внесено более 12 тыс. представлений, в суды предъявлено 4 тыс. заявлений на сумму 2,9 млн рублей. По требованиям прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечены более 10 тыс. лиц. По материалам прокуроров следственными органами возбуждено 47 уголовных дел.

Меры прокурорского реагирования применялись в субъектах Российской Федерации, где отсутствовали региональные программы по обращению с отходами или не были выделены средства на их реализацию, а также в связи с незаконным переносом региональными органами власти сроков внедрения новой системы обращения с отходами.

С нарушениями проводилось присвоение статуса региональных операторов, регулирование их деятельности и установление предельных тарифов на услуги, утверждение инвестиционных и производственных программ в области обращения с отходами в республиках Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Чувашской Республике, Алтайском, Пермском, Приморском краях, Иркутской, Пензенской, Саратовской, Сахалинской областях.

Только после вмешательства прокуроров в большинстве регионов органы местного самоуправления приступили к созданию площадок накопления ТКО, определению схем их размещения и ведению соответствующего реестра, надлежащим образом организовали муниципальный земельный контроль, ликвидировали несанкционированные свалки отходов.

Органами прокуратуры пресекались факты взимания с населения двойной платы за вывоз коммунальных отходов, начисления ее в составе платы за жилищные услуги (республики Мордовия, Тыва, Хакасия, Кировская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская, Свердловская, Оренбургская, Челябинская области).

Прокурорами активно пресекалось размещение отходов в водоохранных зонах, на лесных участках и на особо охраняемых природных территориях. Выявлялись несанкционированные свалки. По результатам прокурорского вмешательства в 2018 году и истекшем периоде 2019 года ликвидировано свыше 3 тыс. таких свалок бытового мусора.

Минприроды России не утверждены порядки ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и единой системы классификации таких затрат, профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и требований к ее осуществлению.

Вопреки требованиям закона территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования должным образом не обеспечиваются федеральный государственный экологический надзор, лицензирование и лицензионный контроль, взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду. Зачастую не принимаются исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства, предотвращению вреда, причиненного окружающей среде, и его взысканию.

Прокурорами активно использовались полномочия по обращению в суды с исками и заявлениями о возложении на хозяйствующие субъекты обязанности получить нормативы образования отходов, лимиты на их размещение, лицензию для осуществления деятельности, утилизировать незаконно размещенные отходы. В 2018 году и истекшем периоде 2019 года судами общей юрисдикции рассмотрено 3 243 таких исков, из которых 3 002 удовлетворено, по 223 делам производство прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.

Органами прокуратуры также выявлялись нарушения коррупционной направленности. За 2018 год и истекший период 2019 года в округах возбуждено 7 уголовных дел о коррупции в рассматриваемой сфере. Наиболее распространенными преступлениями обозначенной категории являются злоупотребление и превышение должностных полномочий.

Под контролем органов прокуратуры находится законность рассмотрения сообщений о преступлениях, совершенных в сфере обращения с отходами, расследования уголовных дел и осуществления оперативно-розыскной деятельности. В органах дознания и следствия за 2018 год и истекший период 2019 года зарегистрировано 79 сообщений о преступлениях данного вида, по результатам их рассмотрения возбуждено 49 уголовных дел. Вынесено 49 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, практически каждое из них прокурорами признано незаконным. В ходе надзорной деятельности выявлено 50 нарушений законов, внесено 40 актов реагирования, к дисциплинарной ответственности привлечены 13 должностных лиц.

Кроме того, прокурорами указано на необходимость активизации оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом отходов. Соответствующие дела оперативного учета были заведены только в 11 регионах. По материалам оперативно-розыскной деятельности возбуждено лишь 6 уголовных дел.

По результатам совещания в целях обеспечения законности в сфере исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами принято решение о дополнительных мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами.

07 мая 2019, 11:34

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Сегодня, 10 апреля 2019 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка выступил на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2018 году и о проделанной работе по их укреплению.

Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

«Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Уважаемые коллеги!

Прошедший год ознаменован 25-летием Конституции, сыгравшей важнейшую объединительную роль, создавшей основу для построения современной России.

За этот период в стране сформирована значительная нормативно-правовая база.

В 2018 году она усиливалась принятием законов, регулирующих социальную сферу, обеспечение стабильности экономики, обороноспособности, безопасности государства, повышение эффективности госуправления и роли институтов гражданского общества.

Органы прокуратуры активно участвуют в этом процессе, укрепляя единство правового пространства.

Только в минувшем году прокурорами оспорено 5 тыс. противоречащих федеральному законодательству региональных актов и 170 тыс. муниципальных. Практически все они приведены в соответствие.

Важным среди гарантированных Конституцией является право гражданина избирать и быть избранным. И мне приятно отметить, что состоявшиеся в 2018 году выборы Главы государства российскими и иностранными наблюдателями признаны прошедшими в полном соответствии с нормами национального и международного права. В этом, безусловно, есть и частица труда прокуроров.

* * *

В минувшем году, как и прежде, мы активно осуществляли надзорные мероприятия в социальной сфере, в первую очередь по соблюдению трудового законодательства.

Кроме традиционных мер по погашению долгов прокуроры добивались установления зарплаты в размере не ниже минимального, справедливого соотношения выплат руководству и работникам организаций, расчета стимулирующих надбавок.

Наряду с этим осуществлялось реагирование в связи с непринятием судебными приставами мер по установлению имущества должников, несвоевременным обращением на него взыскания, а также неполнотой реализации контрольных полномочий органами Роструда.

За год по результатам работы прокуроров возбуждена 1 тыс. уголовных дел о невыплате зарплаты, дисквалифицировано 136 недобросовестных руководителей, погашено 26 млрд. рублей долгов, восстановлены права более полумиллиона граждан.

Мы прекрасно понимаем проблемы, которые сегодня волнуют людей. Для более эффективного их решения в марте издан приказ, определяющий основные задачи прокуроров по защите трудовых прав.

В нем акцентировано внимание, в том числе на наиболее чувствительных направлениях – ликвидации задолженности на предприятиях-банкротах, индексации оплаты труда, обеспечении обучения, занятости инвалидов, молодежи, граждан предпенсионного возраста.

* * *

Майским указом Президента охрана жизни и здоровья жителей России определена в числе национальных целей развития страны.

Для органов прокуратуры надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения всегда находился в числе приоритетов.

Надзорная практика показывает, что организация оказания медицинской помощи не отвечает предъявляемым законом требованиям.

Среди типичных нарушений – неоснащенность медицинских пунктов и машин скорой помощи, непроведение необходимых исследований, несоблюдение порядка оказания и стандартов медицинских услуг.

По требованию органов прокуратуры в Пермском крае, Республике Крым, Астраханской области организована транспортировка граждан с хронической почечной недостаточностью на жизненно необходимые процедуры в больницы.

В рамках компетенции надзорные мероприятия исполнения региональных программ в сфере здравоохранения продолжаются.

Не менее важны вопросы государственной социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, ветеранов, в том числе их обеспечение жилыми помещениями, санаторно-курортным лечением, средствами реабилитации.

В Республике Калмыкия по искам прокуроров взыскано свыше 1 млн. рублей, затраченных инвалидами на приобретение лекарств, проезд к месту лечения и обратно.

Устранялись нарушения законодательства при назначении, перерасчете и выплате пенсий. Меры реагирования, в частности, касались фактов необоснованного отказа гражданам о включении в трудовой стаж периодов работы и военной службы.

В вопросах обеспечения законности в социальной сфере, на контроле прокуроров находится реализация всех 12 национальных проектов, с которыми россияне связывают многие позитивные перемены в жизни.

* * *

В последние годы государством реализуются меры по поддержке семьи, защите жизни и здоровья детей.

Вместе с тем проблемы остаются, существенная часть из них касается системы образования.

В ряде регионов пресечены неправомерные действия чиновников по ликвидации школ, которые могли повлечь нарушение прав детей в связи с удаленностью учебных заведений от места их жительства и проведением занятий в две смены.

Осуществлялось реагирование на факты необеспеченности образовательных организаций учебными изданиями, незаконного сбора денег с родителей обучающихся.

В связи с трагедиями в учебных заведениях мы вновь обратили внимание на вопрос безопасности детей.

Практически в каждом регионе выявлены случаи отсутствия охраны специализированными подразделениями объектов образования, их недостаточного технического оборудования.

По требованию органов прокуратуры отмеченные нарушения устранялись. О ситуации мы проинформировали Министра просвещения и Уполномоченного по правам ребенка.

Приоритетной задачей для нас также остается защита несовершеннолетних от преступных посягательств, вовлечения в употребление наркотиков и иную противоправную деятельность, пресечение распространения среди подростков криминальной субкультуры.

По поручению Президента мы сейчас всесторонне анализируем ситуацию в данной сфере, по итогам реализуем мероприятия по повышению эффективности охраны прав детей.

* * *

В 2018 году в целях улучшения состояния законности и соблюдения интересов граждан на безопасные, комфортные условия проживания продолжалось взаимодействие с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Во всех субъектах прокурорами проводились совместные проверки исполнения законодательства в сферах капитального ремонта, ликвидации аварийного фонда, управления многоквартирными домами, выявлялись злоупотребления с финансовыми ресурсами.

Устранялись нарушения закона управляющими компаниями, в том числе при установлении платежей.

Так, в Саратовской области по требованию прокуратуры 61 тыс. граждан осуществлен перерасчет неправомерно начисленной платы за коммунальные услуги в размере 63 млн. рублей.

* * *

В сфере долевого строительства жилья органами прокуратуры в 2018 году восстановлены права почти 10 тыс. пострадавших людей, урегулирована ситуация в отношении
239 долгостроев.

По итогам надзорных мероприятий к административной и дисциплинарной ответственности привлечено свыше 3,2 тыс. лиц, возбуждено 180 уголовных дел.

Вскрывались многочисленные факты хищения застройщиками средств граждан, привлечения их от населения до государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, в отсутствие проектной, разрешительной документации, иногда даже при наличии запретов на регистрационные действия и судебных актов о приостановлении деятельности.

Допускаемые строительными организациями нарушения не всегда своевременно пресекаются в результате ненадлежащего контроля со стороны уполномоченных органов.

Поэтому прокурорам мною дано поручение добиваться ответственности за нарушения не только застройщиков, но и недобросовестных чиновников.

* * *

Продолжены надзорные мероприятия по защите окружающей среды, в том числе в области сохранения и использования лесов.

Они показали, что Рослесхозом не осуществляется должный контроль за исполнением органами власти субъектов переданных полномочий в области лесных отношений.

В свою очередь деятельность региональных ведомств по управлению лесным фондом, осуществлению государственного надзора также неэффективна.

Мероприятия по инвентаризации, постановке земель лесного фонда на кадастровый учет выполнены менее чем на половине их площади.

Указанные недостатки создают условия для самовольного захвата леса, нерационального и неправомерного использования ресурсов.

Вместе с тем при содействии должностных лиц лесопользователи зачастую незаконно получают лесные участки на длительный срок по минимальной ставке арендной платы.

Вопиющий факт установлен в ходе выезда комиссии Генеральной прокуратуры в Томскую область, где в целях заготовки древесины 177 тысяч гектаров леса передано китайскому предприятию в аренду на 49 лет.

При проверке вскрыт огромный пласт нарушений. Так, искусственно ограничено число участников аукционов, не проведены таксация и лесоустройство, вследствие чего неправомерно определена стоимость пользования лесами и многое другое.

По нашим материалам возбуждено уголовное дело о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. В судебном порядке поставлен вопрос о признании договоров аренды недействительными, установлен запрет иностранной фирме использовать лесные ресурсы.

За злоупотребления должностными полномочиями привлечен к уголовной ответственности начальник областного Департамента лесного хозяйства.

Мы будем принципиально контролировать эту ситуацию.

К сожалению, подобные безобразия неединичны, они вскрываются и в других лесных регионах.

Кроме того, масштабный характер приобрели хищения древесины, иные правонарушения.

Принимаемые правоохранительными органами меры по раскрытию и расследованию преступлений в лесной отрасли неадекватны сложившейся обстановке.

За последние годы возбуждены десятки тысяч уголовных дел о незаконных рубках (только в 2018 году свыше 14 тыс.). Более половины из них остались нераскрытыми. В прошедшем году ущерб возмещен лишь на 1%.

Не лучше ситуация с пресечением фактов уничтожения и повреждения лесов. В суд направлены уголовные дела о менее чем 5% преступлений этой категории.

Мною прокурорам дано поручение в рамках координационной деятельности проанализировать ситуацию в лесном комплексе в целом, повысить спрос с руководителей органов дознания, следствия за результаты расследования уголовных дел, обеспечение взыскания вреда.

На особом контроле находятся вопросы соблюдения законодательства в сфере сбора и утилизации коммунальных отходов, перехода на новую систему обращения с ними.

По инициативе органов прокуратуры за два последних года ликвидировано свыше 10 тыс. незаконных свалок.

После нашего вмешательства в ряде регионов отменены итоги конкурсов по отбору региональных операторов, не имеющих производственных мощностей, из тарифов на услуги по вывозу мусора исключены необоснованные и завышенные расходы, например, по аренде автотранспорта и другие.

О состоянии законности в области обращения с отходами регулярно информируются Глава государства и Председатель Правительства.

Генеральной прокуратурой вносились предложения по усилению ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере, принятию подзаконных нормативных актов, в настоящее время все они реализуются.

Также поддержаны наши инициативы о стимулировании жителей многоквартирных домов к глубокой сортировке бытового мусора, установлении для региональных операторов нормативов, направленных на уменьшение объемов захоронения отходов путем увеличения доли их переработки и ряд других.

* * *

В сфере защиты законных интересов предпринимателей прокуроры реагировали на нарушения, при реализации программ развития малого и среднего бизнеса, неправомерные действия контролирующих органов.

Под нашим контролем находились вопросы надлежащего оказания хозяйствующим субъектам госуслуг.

Например, после реагирования Генеральной прокуратуры восстановлены права более 1 тыс. дальневосточных предпринимателей, которые неправомерно не регистрировались Россельхознадзором в реестре экспортеров.

Самостоятельным направлением в сфере защиты бизнеса стала работа по выполнению поручения Главы государства об устранении нарушений при оплате заказчиками обязательств по госконтрактам. В прошлом году принятыми мерами погашены долги на сумму 35 млрд. рублей.

Эта деятельность органов прокуратуры очень важна для бизнеса, конкретных работников, их семей. Хотя, безусловно, авторитет власти не растет от того, что, например, работы по ремонту дорог общего пользования оплачивались лишь под нажимом прокурора.

Поэтому прокурорам поручено расширять практику предъявления регрессных исков к виновным должностным лицам, а также привлечения их к административной ответственности (за полтора года в административном порядке наказано 1,2 тыс. чиновников).

В своем недавнем Послании Федеральному Собранию Президентом поставлена задача провести масштабные мероприятия по пересмотру всей нормативной базы, устанавливающей обязательные для бизнеса требования, и ее глобальному сокращению.

Прокуроры уже давно вовлечены в аналогичную по содержанию работу. Только за прошлый год по нашим протестам отменено почти 27 тыс. незаконных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей.

Свои предложения по совершенствованию законодательства мы представим в установленном порядке.

К сожалению, бизнес так и не вышел из-под давления правоохранительных органов. О чем также в Послании, и уже не в первый раз, высказал обеспокоенность Глава государства.

За год прокурорами отменено почти
200 незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела и предъявлении бизнесменам обвинения.

В 2016 году в Уголовный кодекс введена специальная норма – незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 299 УК РФ).

Однако за два года ни одно такое преступление на учет не поставлено. Две другие части ст. 299 УК РФ, уже более 20 лет предусматривают ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Они касаются не только предпринимателей, но тоже не работают.

За 2017-2018 годы при 37 тыс. реабилитированных, из которых почти 3 тыс. содержались под стражей, в суд направлено только 2 уголовных дела по ст. 299 УК РФ.

Вывод очевиден – следователи и руководители следственных органов вовсе не заинтересованы в формировании практики применения данной нормы.

Мы всегда говорили и продолжаем настаивать. Чтобы уголовно-правовые запреты выступали для правонарушителей сдерживающим фактором необходимо не ужесточение наказания, а его неотвратимость.

* * *

При осуществлении надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе обеспечивались контроль за законностью расходования средств оборонного заказа, защита прав государства на результаты научно-технической деятельности.

Так, только после прокурорского вмешательства Минпромторгом вовлечено в хозяйственный оборот около 1 тыс. изобретений.

Проведенная совместно с Минобороны работа способствовала сокращению размера просроченной дебиторской задолженности головных исполнителей оборонного заказа перед Министерством почти на 200 млрд. рублей.

Кроме того, принятые меры позволили снизить зависимость предприятий ОПК от иностранных комплектующих при реализации Государственной программы вооружения, создать эффективную систему мониторинга исполнения ими планов-графиков импортозамещения.

По итогам проведенных прокурорами проверок в рассматриваемой сфере пресечено более 36,5 тыс. нарушений законов, возбуждено 437 уголовных дел, удалось добиться возмещения ущерба в размере 4,6 млрд. рублей.

Вместе с тем, уже не первый год мы говорим о вовлечении в кооперацию по оборонному заказу фирм-однодневок, которых только в прошлом году выявлено 3,7 тыс. Ведется работа по их удалению из реестра юридических лиц совместно с налоговыми органами, Росфинмониторингом.

К уголовной ответственности привлекаются их организаторы, но мы понимаем, что этих усилий недостаточно, лжефирмы растут как грибы, к тому же вопрос напрямую касается обороноспособности страны.

По нашему мнению, здесь необходимы постоянный мониторинг ситуации и законодательные решения, которые позволят исключить участие в оборонной отрасли фиктивных организаций.

* * *

Обеспечивая законность в сфере экономики, прокуроры проверяли правомерность распоряжения госсобственностью, соблюдение законодательства в ходе закупочной деятельности, а также иные актуальные направления. Для защиты интересов государства принимался весь комплекс мер реагирования.

В ряде случаев действия чиновников, вызвавшие вмешательство прокуроров, кроме как наглостью, не назовешь.

Например, в Республике Мордовия по иску прокурора признан незаконным договор купли-продажи муниципального кирпичного здания медицинского пункта площадью почти 100 квадратных метров и земельного участка к нему всего за 20 тыс. рублей, что в 20 раз ниже оценочной стоимости. При этом в договор даже не было включено обязательство покупателя сохранить целевое назначение объекта.

Значительное внимание уделялось надзору за адресным и законным расходованием ассигнований, направляемых на осуществление национальных проектов.

В 17 регионах страны вскрыты факты некачественного проведения строительных работ и их оплаты, хищения средств федерального бюджета, выделенных в рамках программы «Формирование комфортной городской среды».

Мы продолжим надзорные мероприятия в этой сфере.

* * *

Работа в области противодействия коррупции в прошедшем году строилась в соответствии с задачами, изложенными в Национальном плане.

Прокурорами выявлена 231 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, треть из которых связана с неисполнением госслужащими установленных обязанностей, запретов и ограничений, включая представление достоверных сведений о доходах и расходах.

Количество поступивших в органы прокуратуры материалов, указывающих на то, что имущество приобретено на неподтвержденные доходы, возросло почти на четверть.

В суды направлены иски на сумму 500 млн. рублей с требованием его изъятия и обращения в казну.

За грубые нарушения антикоррупционных требований в связи с утратой доверия уволены 1,3 тыс. чиновников.

Особая роль в профилактике коррупции отводилась мерам административно-правового характера.

По постановлениям прокуроров за совершение коррупционных правонарушений к административной ответственности привлечено более 7 тыс. граждан, должностных и юридических лиц. Общий размер штрафных санкций превысил 900 млн. рублей.

Инициированные нами законодательные изменения в части введения ареста имущества юридических лиц по делам об административных правонарушениях позволили сдвинуть с мертвой точки вопрос обеспечения взыскания налагаемых штрафов.

Только за первые 4,5 месяца действия этой нормы судами удовлетворено 32 ходатайства прокуроров о ее применении на сумму более
100 млн. рублей (постановления исполнены).

В результате мер, принятых совместно с ФСБ, МВД и Следственным комитетом, возросло число выявленных преступлений коррупционной направленности (30,5 тыс., +3%), а главное – раскрытых фактов взяточничества во всех его формах, деяний, совершенных организованными группами и преступными сообществами, в крупном и особо крупном размерах.

В отношении 11,7 тыс. коррупционеров постановлены обвинительные приговоры, почти к двум тысячам из них применена конфискация имущества.

В текущем году в формате межведомственного взаимодействия мы будем наращивать работу по возмещению ущерба государству в результате совершения коррупционных правонарушений и преступлений.

С участием Минюста, МИДа, Банка России, Росфинмониторинга выработаем дополнительные меры в целях выявления, ареста и возврата из-за рубежа похищенных активов.

* * *

Говоря о состоянии преступности в целом должен отметить, что деятельность правоохранительных органов в 2018 году осуществлялась в условиях ее снижения на 3% (учтено почти 2 млн. преступлений).

Вместе с тем в структуре преступности возросла доля тяжких и особо тяжких деяний, экономических преступлений, а также совершенных лицами, ранее уже привлекавшимися к уголовной ответственности.

Второй год фиксируется двукратное увеличение преступлений, совершенных с использованием информационных технологий.

К сожалению, вновь приходится констатировать, что позитивных перемен в работе органов расследования не произошло.

В минувшем году количество нарушений законодательства, допущенных следователями всех ведомств, вновь увеличилось почти на 6%.
А за последние десять лет произошел их рост
в 2,5 раза (с 537 тыс. в 2009 году до 1 млн. 300 тыс. в 2018 году). Удивительно, но это кратное увеличение нарушений происходит на фоне снижения за этот период числа зарегистрированных преступлений в 1,5 раза (с 3 до 2 млн.) и соответствующего сокращения следственной нагрузки.

Не решаются проблемы чрезмерной длительности содержания обвиняемых под стражей.

Предварительное следствие по 38% уголовных дел проводилось в срок свыше установленного законом. Четверть из них, – о преступлениях небольшой тяжести, не представляющих особых трудностей в расследовании. И это при том, что по-прежнему почти 70% дел рассматривается судом в особом порядке, без исследования доказательств, что еще на досудебной стадии формирует отношение к ним, как к не требующим значительных трудозатрат.

Недавно я говорил об этом на заседании итоговой коллегии. Считаю не лишим повторить. Сохранение существующего удельного веса дел, рассматриваемых по упрощенным процедурам, грозит утратой накопленного десятилетиями уникального опыта интеллектуального состязания сторон обвинения и защиты, значительным снижением профессионализма работников.
А главное – ошибками при решении судеб людей.

В конце прошлого года мы совместно с Верховным судом обсудили эти проблемы. Видим их решение в установлении законодателем ограничений на рассмотрение в особом порядке только дел о преступлениях небольшой и средней тяжести.

* * *

Прошедший год был ознаменован проведением в России значимых общественно-политических, спортивных мероприятий, в том числе международного уровня.

В связи с чем ключевой задачей для органов государственной власти, правоохранительных ведомств, прокуроров являлось обеспечение правопорядка и безопасности граждан.

В этих целях осуществлен комплекс профилактических мероприятий, прежде всего, в сфере антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов транспорта, иной инфраструктуры.

Прокурорами внесено 65 тыс. актов реагирования в связи с выявленными нарушениями закона.

По результатам их рассмотрения более 40 тысяч сооружений, территорий оснащены видеокамерами, средствами досмотра.

Вместе с тем проблема антитеррористической безопасности до конца не разрешена, в связи с чем мы продолжаем контролировать ситуацию.

Совместно с МВД, ФСБ, Роскомнадзором применены новые поисковые системы для выявления «зеркальных» копий сайтов, идентичных ранее заблокированным.

На основании наших требований ограничен доступ более чем к 13,5 тыс. интернет-ресурсам с противоправным контентом (рост в 7 раз), с 57,5 тыс. страниц такие сведения удалены (+187%).

Проведена масштабная работа, имеющая мощную профилактическую составляющую.

Закономерным итогом впервые за последние 10 лет стало снижение числа экстремистских преступлений (на 16,8%; 1 265) и дальнейшее сокращение деяний террористического характера (на 10%; 1 679).

Это заслуга всех без исключения служб и ведомств, при координирующей роли Национального антитеррористического комитета.

Важные задачи нами будут выполняться и в текущем году, включая выявление фактов продолжения деятельности иностранных и международных неправительственных организаций, признанных нежелательными.

* * *

В прошедшем году продолжалась работа по обеспечению законности в транспортной сфере, особенно в вопросах безопасности перевозок пассажиров.

Чтобы человеческий фактор перестал доминировать среди причин авиакатастроф, мы продолжили целевые проверки учебных заведений гражданской авиации.

Установлены факты незаконной выдачи, без проведения надлежащего обучения и тестирования членам экипажей сертификатов на знание английского языка.

Недостаточные языковые знания при полетах на международных линиях создают риски невыполнения команд диспетчеров, ставят под угрозу безопасность на воздушном транспорте.

По инициативе транспортных прокуроров аннулировано свыше 290 подобных сертификатов, расследуется ряд уголовных дел об использовании подложных документов и о мошенничестве.

Всего в прошедшем году вследствие различных нарушений отстранено от полетов 425 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, Росавиацией аннулировано 160 летных свидетельств.

В целях повышения уровня безопасности полетов нами перед Минтрансом поставлен вопрос о совершенствовании системы обучения специалистов для гражданской авиации, принятии федеральных авиационных правил в этой части.

На защиту экономических интересов государства, содействие созданию благоприятного инвестиционного климата были направлены надзорные мероприятия в таможенной области. Прежде всего, в вопросе исполнения законодательства при контроле и корректировке стоимости ввозимых товаров.

Еще два года назад по искам участников внешнеэкономической деятельности и в порядке ведомственного контроля ежемесячно отменялось более 1 тыс. необоснованных решений таможенных органов о корректировке стоимости продукции.

А доля удовлетворенных исковых требований в регионах Дальнего Востока достигала 98,5%.

О положении дел нами проинформировано Правительство, внесено представление в Федеральную таможенную службу.

В результате принятых мер в 2018 году почти на три четверти сократилось число решений таможенных органов, отмененных по искам участников внешнеэкономической деятельности, в 3,5 раза – суммы необоснованно взысканных из бюджета средств (с 5,6 млрд. рублей до 1,6 млрд. рублей).

* * *

Значительные усилия органов прокуратуры направлялись на решение проблем в деятельности уголовно-исполнительной системы и соблюдение гарантий граждан, находящихся под стражей и в местах лишения свободы.

Минувший год отмечен вопиющими случаями жестокого обращения с ними.

Генеральной прокуратурой инициирована масштабная проверка соблюдения прав арестованных и осужденных на личную безопасность.

Вскрыты массовые факты неисполнения сотрудниками ФСИН требований закона, касающихся применения физической силы и специальных средств.

Нарушения установлены в учреждениях уголовно-исполнительной системы в каждом втором субъекте, 70% из них – в исправительных колониях.

По результатам возбуждено 50 уголовных дел о превышении должностных полномочий.

Основная причина этих безобразий –недостаточная открытость пенитенциарной системы и круговая порука, порожденные неэффективным ведомственным контролем ФСИН и ее территориальных органов.

Данные проблемы в самое ближайшее время будут подробно рассмотрены на заседании коллегии Генеральной прокуратуры.

По ее итогам мы выработаем меры для улучшения состояния законности, активизации взаимодействия с региональными омбудсменами и общественными наблюдательными комиссиями.

* * *

В завершение отмечу, что по многим вопросам, связанным с нарушением своих законных прав, граждане обращаются именно в органы прокуратуры.

Механизм их восстановления доступен, оперативен, и результативен. О доверии к нам свидетельствуют не только данные статистики, но и проведенные социологические исследования.

В минувшем году прокурорам поступило около 5 млн. заявлений.

Значительная их часть касалась наиболее чувствительной для людей социально-экономической проблематики, что требовало от нас внимательного отношения к разрешению каждого обращения.

Так, удовлетворена половина жалоб на нарушения трудовых прав работников, треть – в защиту интересов несовершеннолетних.

Признаны обоснованными четверть заявлений по пенсионным вопросам, а также о нарушениях в жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе исполнительного производства и охраны окружающей среды.

Всего по результатам разрешения обращений прокурорами внесено более 430 тыс. актов реагирования. Если суммировать все эти меры с другими результатами надзора, то можно с уверенностью сказать, что за год прокуроры помогли многим миллионам граждан.

* * *

Подводя итоги, отмечу, что в области исполнения законов остается еще много проблем.

Для их решения нам необходимо работать совместно с палатами Федерального Собрания, органами власти, правоохранительными ведомствами, общественными институтами.

Мы приложим все усилия для утверждения верховенства права, развития страны, благополучия российского общества и граждан.

Выражаю признательность всем членам Совета Федерации за эффективное взаимодействие и надеюсь на его дальнейшее укрепление.

В завершение, пользуясь случаем, от имени всех работников прокуратуры хочу поздравить Валентину Ивановну Матвиенко с юбилеем и награждением высшей наградой страны – орденом Святого апостола Андрея Первозванного, пожелать здоровья, благополучия и дальнейших успехов!

Мы дорожим сложившимися между нами конструктивными отношениями и плодотворным сотрудничеством на благо России!

Спасибо за внимание!»

10 апреля 2019, 13:57

Состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2018 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2019 год

Сегодня, 19 марта 2019 года, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2018 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2019 год.

В ее работе приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Путин, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, ответственные должностные лица Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судебной системы, правоохранительных органов, ряда иных министерств и ведомств, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, руководители подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, Университета прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры.

С основным докладом на мероприятии выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

Также перед коллегами выступили прокурор Красноярского края Михаил Савчин на тему «Вопросы взаимодействия правоохранительных, контрольно-надзорных органов и органов государственной власти в сфере декриминализации лесопромышленного комплекса на территории Красноярского края», прокурор Республики Ингушетия Андрей Васильченко на тему «Организация прокурорского надзора в сфере реализации государственных программ на территории Республики Ингушетия», военный прокурор Центрального военного округа Александр Антюфеев на тему «О практике надзора военной прокуратуры Центрального военного округа за исполнением законов в сфере обеспечения защиты экономических интересов государства», прокурор Кемеровской области Павел Бухтояров на тему «Проблемы реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора за соблюдением разумного срока уголовного судопроизводства», прокурор Челябинской области Виталий Лопин на тему «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных домов», Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Сергей Зенков на тему «О задачах межрегиональной природоохранной прокуратуры по укреплению законности в экологической сфере на Байкальской природной территории», прокурор Вологодской области Александр Гринев на тему «Организация прокурорского надзора при реализации полномочий по противодействию коррупционной преступности» и Южный транспортный прокурор Геннадий Крук на тему «Организация прокурорского надзора в сфере обеспечения безопасности объектов транспорта».

После этого участники обсудили изложенные в докладах сведения и обменялись мнениями.

В целях укрепления законности и правопорядка, защиты прав граждан и юридических лиц, охраняемых законом интересов общества и государства коллегией принято решение о проведении ряда конкретных мероприятий до конца 2019 года.

Завершил работу коллегии Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, выступив с заключительным словом.

19 марта 2019, 17:02

В Ледовом спортивном комплексе ЦСКА им. В.М. Боброва начался розыгрыш Кубка Генерального прокурора Российской Федерации по хоккею с шайбой, посвященного 25-летию Конституции Российской Федерации

Сегодня, 16 февраля 2019 года, в г. Москве в Ледовом спортивном комплексе ЦСКА им. В.М. Боброва начался розыгрыш Кубка Генерального прокурора Российской Федерации по хоккею с шайбой, посвященного 25-летию Конституции Российской Федерации.

Соревнования, в которых приняли участие 8 команд, открылись гала-матчем. На льду встретились сборные команды «белые» и «красные» в состав которых вошли  руководящие работники Генеральной прокуратуры Российской Федерации и легенды отечественного хоккея, такие как Алексей Касатонов, Сергей Федоров, Валерий Каменский, Илья Бякин, Юрий Леонов, Сергей Шепелев, Владимир Лутченко, Сергей Бабинов, Виктор Шалимов, Игорь Болдин, Виталий Прохоров.

Турнир проводится в рамках работы по развитию интереса к здоровому образу жизни и возрождению спортивных традиций.

В ходе церемонии открытия с вступительным словом выступили Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк, Президент хоккейного клуба «Легенды хоккея СССР» Александр Якушев.

Юрий Чайка рассказал, что руководство Генеральной прокуратуры Российской Федерации в течение длительного времени проводит работу по развитию интереса к здоровому образу жизни, возрождению спортивных традиций. Многие прокуроры занимались и продолжают заниматься спортом на профессиональном уровне. На регулярной основе проводятся спартакиады работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, значительное число прокуроров успешно сдают нормы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Поэтому состоявшийся сегодня праздник спорта является закономерным результатом целенаправленной работы и ее продолжением.

Генеральный прокурор Российской Федерации отметил, что кроме смелости хоккеистам требуются хорошая спортивная подготовка, цепкий ум, молниеносная реакция и мастерство, достигаемое многими часами тренировок. Кроме того, российские хоккеисты всегда славились своей выносливостью, твердым характером и волей к победе. Они добиваются значительных успехов в мировом спорте. Многие из них стали победителями олимпийских игр и крупных соревнований, заслужили свои медали в жесткой, бескомпромиссной, порой неравной борьбе.

Юрий Чайка положительно оценил рост числа увлеченных хоккеем россиян, в том числе среди прокурорских работников. Он выразил уверенность в том, что волевые качества характера, которые прокуроры оттачивают на льду, помогут им проявлять твердость при решении профессиональных задач.

Генпрокурор России подчеркнул, что руководство страны делает все возможное, чтобы спорт в России стал по-настоящему массовым и популярным явлением. Создает условия для привлечения к занятиям хоккеем детей, подростков, молодёжь и другие категории населения. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации ведется аналогичная работа в рамках реализации Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации. Эта работа будет продолжена.

В заключение Юрий Чайка поблагодарил организаторов спортивного события и пожелал участникам соревнований проявить лучшие качества, присущие работникам прокуратуры: организованность, честность, дисциплинированность, волю к победе.

16 февраля 2019, 12:00

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка встретился с Президентом Республики Словении Борутом Пахором

Сегодня, 14 февраля 2019 года, в г. Любляна Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка встретился с Президентом Республики Словении Борутом Пахором.

Юрий Чайка возглавил делегацию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в которую также вошли заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Леонид Коржинек, руководители подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и другие представители надзорного ведомства.

Глава российской делегации высказал слова благодарности в связи с состоявшимся теплым радушным приемом, обратив внимание на гостеприимство словенского народа и красоту г. Любляны.

Юрий Чайка отметил, что в этот день 27 лет назад Россия признала независимость Словении. Все это время отношения между двумя государствами продолжают оставаться теплыми и дружескими, основанными на принципах взаимного уважения и равенства.

Генеральный прокурор Российской Федерации высоко оценил заботливое отношение словенцев к памятникам исторических событий, связанных с гибелью русских солдат на территории Словении.

Особенно значимым для народов обоих государств он назвал участие Борута Пахора совместно с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в 2016 году в мемориальной церемонии по случаю 100-летия возведения Русской часовни под перевалом Вршич, а также в открытии в Любляне памятника сынам России и Советского Союза, погибшим на словенской земле в годы Первой и Второй мировых войн.

Юрий Чайка выразил уверенность в важности значения для всех россиян особого отношения в Словении к сохранению памяти о трагических исторических событиях.

Эффективно противостоять новым вызовам и угрозам, по мнению главы российской делегации можно лишь объединив усилия, что подтверждается уроками прошлого. Именно поэтому Генеральная прокуратура Российской Федерации придает важное значение сотрудничеству с компетентными органами зарубежных государств в сфере борьбы с преступностью. Одним из важных шагов в становлении такого взаимодействия со словенскими коллегами стало подписание в 2012 году межведомственного соглашения о сотрудничестве. Мероприятия такого формата – прекрасная возможность для укрепления российско-словенской прокурорской дружбы.

В заключение Юрий Чайка поблагодарил Президента Республики Словении за прием делегации Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подтвердил заинтересованность в дальнейшем развитии российско-словенских отношений на благо народов двух государств.

14 февраля 2019, 13:42

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка встретился с Генеральным прокурором Республики Словении Драго Шкетой

Сегодня, 14 февраля 2019 года, в г. Любляна Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка встретился с Генеральным прокурором Республики Словении Драго Шкетой.

Юрий Чайка возглавил делегацию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в которую также вошли заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Леонид Коржинек, начальник Главного организационно-аналитического управления Андрей Некрасов, начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Вячеслав Михеев, руководители иных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и другие представители надзорного ведомства.

Глава российской делегации высказал слова благодарности за приглашение и теплый прием, искреннее радушие и гостеприимство.

Он отметил, что отношения между нашими государствами, имеющие многолетнюю историю, основаны на взаимном доверии, уважении и дружбе. Обоюдная заинтересованность в дальнейшем наращивании российско-словенского сотрудничества в различных сферах подтверждалась в ходе неоднократных встреч глав наших государств.

Юрий Чайка выразил твердую уверенность в том, что ни одно государство не способно в одиночку эффективно бороться с транснациональной преступностью и противостоять новым вызовам и угрозам. Успех на этом направлении может быть достигнут только в результате объединения усилий, в том числе прокуратур различных государств. Важным шагом на пути к достижению данной цели стало подписание в 2012 году Соглашения о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Словении.

В целях практической реализации данного соглашения, а также укрепления контактов между российскими и словенскими прокурорами, была подписана Программа сотрудничества между ведомствами двух стран на 2019–2020 годы. Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит ознакомиться со структурой, функциями и организацией работы прокуратур России и Словении, обменяться передовым опытом борьбы с коррупцией, легализацией доходов, полученных преступным путем, и противодействия терроризму. Ее реализация будет способствовать дальнейшему укреплению партнерских отношений российских и словенских прокуроров, а также российско-словенских отношений в целом.

Генеральный прокурор Российской Федерации предложил Драго Шкете лично возглавить словенскую делегацию и посетить Россию в рамках проведения в Москве в этом году первого программного мероприятия.

В заключение Юрий Чайка выразил твердую нацеленность на развитие российско-словенского взаимодействия в целях защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества на благо народов двух государств.

14 февраля 2019, 10:58


Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению»

Архив

Видео

Вторая отчетно-выборная конференция Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Забайкальский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура
  •     Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
Эфир
Актуальные новости и аналитика в прямом эфире