Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

27 апреля 2016, 13:42

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Прежде всего, хотел бы поздравить вас с отмечаемым сегодня в России Днем парламентаризма и пожелать больших успехов в законотворчестве!

В своем выступлении я кратко остановлюсь на наиболее важных вопросах укрепления законности и правопорядка.

Полные сведения о проделанной по всем направлениям работе содержатся в письменном докладе, представленном в Совет Федерации.

Его содержание убедительно свидетельствует, что в 2015 году прокурорам совместно с органами государственной власти, правоохранительными ведомствами, институтами гражданского общества удалось немало сделать для успешного решения множества актуальных проблем.

В сфере исполнения законов, защиты прав и свобод человека и гражданина пресечено более 5 млн. нарушений, в связи с чем по актам реагирования в дисциплинарном и административном порядке наказаны почти 1 млн. виновных лиц.

***

В условиях экономической нестабильности было важно не допустить ухудшения качества жизни населения, особенно его уязвимых слоев, чтобы адресная социальная поддержка дошла до многодетных семей, инвалидов, детей.

К сожалению, во многих случаях для ее получения приходилось применять надзорные меры.

В результате, например, восстанавливались права многодетных родителей на выделение земельных участков для жилищного строительства, оснащения их инфраструктурой, получение иной помощи.

Так, в Республике Калмыкия только после внесения актов прокурорского реагирования 900 многодетных родителей стали получать компенсацию на питание детей-учащихся.

В Ростовской области вмешательство прокурора потребовалось, чтобы к двумстам участкам, планируемым под предоставление семьям с тремя и более детьми, начали оборудовать подъездные пути, а сами земли освобождать от свалок. Как видите, известный лозунг «все лучшее детям» на практике бывает далек от реальности.

***

Обеспечение прав детей по-прежнему остается в зоне особой ответственности прокуроров.

Наши проверки были сосредоточены на соблюдении законодательства об охране их жизни и здоровья, обеспечении прав детей-инвалидов, сирот, профилактике правонарушений несовершеннолетних, защите от вредной информации.

Хочу подчеркнуть, что благодаря усилиям органов власти, прокуроров в регионах в основном решена крайне сложная проблема очередей в сады для детей с 3 до 7 лет.

Однако в сфере исполнения законодательства об образовании допускается еще много нарушений.

Прокурорами вновь выявлялись факты недостаточного обеспечения детей учебниками, в том числе по русскому языку, литературе, истории. Уроки в школах проводились лицами без педагогического образования (республики Бурятия, Дагестан, Тыва).

Особое беспокойство вызвала работа духовных образовательных учреждений. Пятая часть из проверенных (38 из 185) не имела соответствующих лицензий. В ряде случаев в них без необходимого разрешения работали преподаватели из-за рубежа. Мы понимаем, что за этим стоит, поэтому устранение выявленных нарушений держим на контроле.

Отдельный вопрос – обучение детей-инвалидов.

Проверками выявлено отсутствие в ряде муниципальных образований коррекционных учебных заведений для них, либо специальных условий для получения образования в обычных школах.

По требованию прокуроров такие дети зачислялись в образовательные организации с составлением индивидуальных планов занятий. А школы оснащались специальной учебной литературой (Республика Башкортостан, Волгоградская область).

Всего в 2015 г. прокурорами выявлено свыше 180 тыс. нарушений прав несовершеннолетних на образование. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 35 тыс. виновных лиц.

***

Состояние законности в сфере здравоохранения также требовало постоянного контроля.

К сожалению, не везде медицинские услуги доступны для граждан. Закрываются фельдшерско-акушерские пункты и аптеки в отдаленных местностях. Больные там оказались, по сути, брошенными, лишенными надежды на экстренную помощь. После вмешательства прокуроров в Республике Бурятия, Иркутской области работа медучреждений в труднодоступных районах возобновлена.

В республиках Алтай, Саха (Якутия), Забайкальском крае, Калининградской области (всего в 11 субъектах) региональные органы управления здравоохранением неправомерно занижали объем финансирования программ госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Подобная экономия на пациентах также оставляла людей фактически один на один с тяжкими недугами.

В Пензенской области только по требованию прокурора в бюджет были заложены 313 млн. руб., необходимые для обеспечения льготников лекарствами.

Тревогу вызывает необоснованный рост цен на препараты, вытеснение из аптечной сети дешевых лекарств, ценой до 50 руб., более дорогими импортными.

С учетом особой значимости вопросов охраны здоровья населения, Минпромторгу предложено стимулировать производство доступных для покупателей отечественных препаратов.

На обеспечение граждан лекарствами обращено внимание и региональных властей.

Всего в сфере здравоохранения вскрыто более 80 тыс. нарушений закона. За их совершение 23 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

***

На протяжении всего прошедшего года органами прокуратуры проводились проверочные мероприятия в сфере защиты прав потребителей.

Они касались вопросов ценообразования на товары первой необходимости, качества пищевой продукции и многих других жизненно важных проблем.

Тревожная ситуация сложилась на рынке оборота алкогольной продукции. По всей России продается некачественный алкоголь и при его употреблении люди получают отравления, а что самое страшное - умирают.

Результаты проведенной нами в связи с этим проверки оказались удручающими. Выявлено 10 тыс. нарушений закона, возбуждено 2,5 тыс. административных дел.

Повсеместно осуществлялась розничная продажа спиртного с поддельными акцизными марками, без лицензии или сопроводительных документов.

Массовый характер приобрела торговля суррогатами через «Интернет». Необходимо по аналогии с уже действующим механизмом внесудебной блокировки сайтов с противоправной информацией, определить ведомство, обладающее правом ограничения доступа в интернет-магазины, продающие некачественный алкоголь.

Мы направили в Правительство России это предложение и инициировали ужесточение уголовной ответственности за нелегальный оборот алкогольной продукции.

***

По поручению Президента совместно с Росстандартом мы провели проверку на рынке моторного топлива.

Во многих регионах выявлены факты продажи некачественного бензина, а в ряде случаев и запрещенного к обращению.

Остро стоят вопросы нелегальной деятельности автозаправочных станций, а также недолива топлива.

Всего в ходе проверок прокурорами выявлено и пресечено более 30 тыс. нарушений законов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 7,5 тыс. лиц, по нашим материалам возбуждено 10 уголовных дел.

***

В прошлом году принимались меры надзорного характера для наведения порядка при оказании финансовых услуг.

Прокурорами была подвергнута ревизии деятельность финансово-кредитных учреждений, агентств, занимающихся взысканием просроченной кредиторской задолженности. В результате устранены многочисленные нарушения закона, в том числе связанные с обманом людей о размере расходов по займам, другими «серыми» схемами.

Отдельно хочу остановиться на фактах беззакония, касающихся выбивания долгов с граждан, которые не смогли вовремя рассчитаться по кредитам.

Начиная с 2013 года, в уголовном порядке наказано свыше 100 сотрудников так называемых «коллекторских агентств». Но, очевидно, что это не соответствует реальному уровню творимого ими произвола, и требует усиления ответственности и контроля за их деятельностью.

Считаю, что скорейшее принятие закона, регулирующего работу коллекторов, направит ее в правовое русло.

Обеспечению законности будут способствовать и недавние поправки в закон о микрофинансовых организациях, которые существенно ограничили предельный размер процентов по займам.

Задачи по декриминализации данной сферы во второй половине этого года во всех регионах будут конкретизированы на координационных совещаниях правоохранительных органов.

***

Несмотря на принимаемые федеральными ведомствами и правоохранительными органами усилия, по-прежнему вызывает серьезную тревогу состояние законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ежегодно прокурорами здесь выявляется свыше 300 тыс. нарушений.

В прошлом году законом было введено лицензирование управления домами, призванное улучшить качество обслуживания жильцов.

Однако надзорными проверками вскрыто почти 10 тыс. нарушений, связанных с отсутствием специальных разрешений, несоблюдением конкурсных процедур на право обслуживать жилые дома. К различным видам ответственности привлечено 2 тыс. виновных лиц, в суды заявлено 800 исков, в том числе о понуждении обеспечить непрерывное управление домами.

Реагировали прокуроры на особенно болезненную для граждан проблему – незаконное увеличение коммунальных платежей, которое зачастую производилось в непрозрачном режиме.

Так, в Саратовской области по требованию прокуратуры коммунальщиками возвращено населению 27 млн. руб. неправомерно начисленной платы. Аналогичная ситуация отмечалась в Приморском крае, Свердловской области и других регионах.

Проведены целевые проверки реализации новой системы сбора денег на капремонт. К сожалению, привлечение «народных» средств сопровождается многочисленными нарушениями и, как следствие, справедливым возмущением людей.

Например, в Ханты-Мансийском автономном округе 10 млн. руб. из средств граждан, собранных на капремонт пошли на зарплату руководителя регионального оператора. По инициативе прокурора он уволен, деньги возвращены в региональный фонд капремонта.

Считаю, что следует установить пределы распоряжения региональными операторами и управляющими компаниями взносами на капремонт и строгий контроль за полнотой и своевременностью его осуществления.

Не менее важное направление – это обеспечение прав граждан, проживающих в аварийном жилье. А таких в целом по стране насчитывается свыше 700 тыс. Во многих случаях лишь вмешательство прокуроров понуждало региональные власти к принятию мер по расселению из ветхих домов.

К сожалению, есть факты, когда людей вынуждали переселяться из аварийных в худшие условия, в квартиры, построенные наспех, без соблюдения строительных норм и правил. За подобные действия в Брянской, Волгоградской областях осуждены руководители муниципального звена.

Вопросы противодействия правонарушениям в сфере ЖКХ в июне этого года мы рассмотрим на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов страны.

***

На протяжении уже 10 лет особое внимание органами прокуратуры уделяется защите бизнеса.

За это время многого удалось добиться. Результаты нашей работы, а также существующие проблемы регулярно обсуждаются на проводимых в Генеральной прокуратуре мероприятиях с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей, региональных омбудсменов.

В минувшем году начал работу Единый реестр проверок. Открытый доступ к его сведениям повысил ответственность органов контроля, уменьшил для предпринимателей риски немотивированных визитов проверяющих.

За счет последовательной реализации госполитики, принципиальной позиции прокуратуры по снижению давления на бизнес, число предложений о проверках хозяйствующих субъектов ежегодно снижается в среднем на 200 тысяч.

Но и из этого количества почти половина отклоняются прокурорами. Только в 2015 году более 310 тыс. организаций, таким образом, избавлены от избыточного надзора чиновников.

Обеспечение прав хозяйствующих субъектов во многом зависит от законности и эффективности использования финансовых инструментов содействия бизнесу, в том числе системы льготного кредитования.

Для этих целей создан Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства. В истекшем году Генеральной прокуратурой его деятельность проверена.

Результаты нас, мягко говоря, удивили. Вместо поддержки Банк и его посредники, фактически, обирали бизнесменов.

Кредиты предоставлялись предпринимателям под завышенные проценты, иногда достигавшие более 26% годовых.

Банковская гарантия предоставлялась за вознаграждение, размер которого был необоснованно увеличен (за эту услугу предприниматели перечислили 57 млн. руб.).

Навязывались заведомо невыгодные условия, такие, как возможность одностороннего повышения Банком ставки, комиссия за бронирование средств.

Деньги Банком неправомерно направлялись на финансовую поддержку частных кредитных учреждений, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса. Так, более 8,3 млрд. руб. потрачены на покупку облигаций Московского кредитного банка, Новикомбанка и ряда других.

По результатам проверки поставлен вопрос об ответственности должностных лиц.

***

Не способствуют развитию предпринимательства и вскрытые прокурорами проблемы в деятельности особых экономических зон. По поручению Президента России Генеральной прокуратурой проверено использование ими бюджетных средств и госимущества.

Для создания 33 таких образований за 10 лет из бюджета затрачено 179 млрд. руб. Однако до сих пор единая стратегия их развития отсутствует, инфраструктура и условия для привлечения инвестиций не созданы.

По этим причинам треть из них (10) не функционируют – предприниматели не вложили туда ни рубля.

Управление данным общегосударственным проектом поручено акционерному обществу «Особые экономические зоны», которое фактически его развитием не занималось, прокручивая колоссальные бюджетные средства на депозитах.

Таким нехитрым способом было «заработано» более 29 млрд. руб., за счет которых только в 2015 году работники общества премированы на 180 млн. руб. И это при фактическом срыве государственной задачи.

Возбуждены уголовные дела по фактам хищения бюджетных средств.

Кроме того, соответствующие предложения по совершенствованию работы особых экономических зон представлены нами руководству страны.

***

Во исполнение поручений Главы государства значительные усилия органов прокуратуры направлялись на укрепление правопорядка в оборонно-промышленном комплексе.

Проведены проверки в крупнейших отраслевых корпорациях и акционерных обществах (Объединенная судостроительная корпорация, Концерн Агат, Корпорации Комета и МиГ, других исполнителях гособоронзаказа).

Вскрыты такие общие для отрасли недостатки, как нарушение сроков контрактов, погоня за прибылью в ущерб качеству работ.

Выявилась проблема обоснованности выбора организаций, являющихся единственными исполнителями миллиардных госконтрактов.

Зачастую это общества, которые не обладают возможностями для самостоятельного исполнения обязательств.

Как следствие – все передается на субподряд, необоснованно создается многоуровневая система посредников, а стоимость работ «взлетает». По этой причине сроки около 500 госконтрактов Минобороны перенесены на 2 года, существенно возросла кредиторская задолженность по ним.

Например, подведомственное Спецстрою предприятие «Спецстройинжиниринг» выбрано единственным поставщиком строительных работ для Минобороны. Однако собственной базы не имеет, занимается лишь отбором субподрядчиков, получая за это сотни миллионов рублей от выданных государством авансов.

Получив в 2015 г. из бюджета на строительство аэродрома «Энгельс» в Саратовской области, 7,7 млрд. руб., руководство данного предприятия, через цепочку структур передало выполнение строительства другой организации. При этом 500 млн. руб. осели у посредников, которые за эти деньги, как говорится и «гвоздя не вбили». На сегодняшний день проводится проверка обоснованности начальной цены контракта.

Должен сказать, что при выявлении вышеназванных нарушений мы действуем в тесном сотрудничестве с Минобороны, органами безопасности, финансовой разведки, антимонопольной службой и другими. Это приводит к положительным результатам.

Именно результатом совместных усилий стало выявление более 1 тыс. фирм-однодневок, зарегистрированных на подставных лиц, имеющих финансовые связи с предприятиями ОПК. Сейчас по таким фактам расследуются уголовные дела, проводятся процессуальные проверки, а налоговые органы принимают меры к ликвидации указанных юридических лиц.

Принесла ощутимые результаты и совместная с Минобороны работа по взысканию в бюджет задолженности за невыполненные договорные обязательства (она снизилась на 58 млрд. руб.). В целом улучшилась ситуация с исполнением гособоронзаказа в 2015 г. (он выполнен на 97%).

Дальнейшие усилия будут направлены на выявление схем увода бюджетных средств, пресечение закупок оборудования для модернизации производства по завышенным ценам.

***

По-прежнему проблемным остается состояние законности в транспортной сфере, особенно в области безопасности пассажиров.

Существенно выросла аварийность на водном транспорте (+60%), на четверть увеличилось количество авиационных происшествий с воздушными судами авиации общего назначения (выполняющими некоммерческие полеты).

На протяжении последних лет остается на низком уровне ситуация с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте.

О неблагополучном положении проинформировано руководство страны. Минтрансу предложено разработать правовые акты, которые позволят устранить имеющиеся нарушения.

***

В минувшем году благодаря принятию органами государственной власти, правоохранительными ведомствами дополнительных мер удалось успешно противостоять экстремизму и терроризму.

Совместно с Национальным антитеррористическим комитетом реализованы мероприятия по совершенствованию правовой базы, повышению уровня координации в борьбе с террористическими проявлениями.

ФМС, МВД и ФСБ России совместно с прокурорами сделано многое для недопущения в нашу страну радикально настроенных лиц, граждан, склонных к правонарушениям.

Органами следствия возбуждено 930 уголовных дел в отношении граждан России, воюющих на стороне бандформирований на территории иностранных государств, проходивших обучение в лагерях террористов, организаторов переправки боевиков. На сегодня эта цифра составляет 1500.

Пресекалось распространение радикальной идеологии в средствах массовой информации. По требованиям Генеральной прокуратуры удалены противоправные сведения с 7 тыс. Интернет-сайтов экстремистского и террористического содержания.

Результатом слаженных действий прокуроров и правоохранительных органов стало запрещение деятельности в России 10 организаций, в связи с признанием их экстремистскими и террористическими.

Устранялось зарубежное влияние на общественно-политическую ситуацию в России.

Генеральной прокуратурой на сегодняшний день приняты решения о признании нежелательными в нашей стране пяти иностранных неправительственных организаций, угрожающих основам конституционного строя.

Впервые за последние годы качественно перестроена деятельность субъектов профилактики терроризма. Так, в Дагестане и Чечне, Краснодарском крае, Волгоградской области она наполнилась реальным содержанием, стала носить адресный характер, нацеленный на уязвимую к воздействию радикальной идеологии молодежную среду. И мне приятно отметить, что эти изменения произошли не без участия прокуроров.

Во многом благодаря перечисленным мерам в стране не допущено терактов, массовых беспорядков на национальной и религиозной почве.

Вместе с тем еще сохраняется ряд вопросов, на которые хотел бы обратить внимание.

Требует продолжения работа правоохранительных органов по изъятию из криминального оборота оружия и боеприпасов.

По-прежнему актуально повышение надежности антитеррористической защиты важных объектов, мест проведения массовых мероприятий.

В числе первостепенных направлений – противодействие экстремизму, неправомерному вмешательству во внутренние дела России в период избирательной кампании в Государственную Думу.

***

Одним из приоритетов в деятельности органов прокуратуры является борьба с коррупционными правонарушениями.

Президентом страны утвержден уже пятый Национальный план противодействия коррупции. Анализ показывает, что в сравнении с первыми этапами работы ситуация в этой области заметно меняется в лучшую сторону.

В прошедшем году в целом по стране зарегистрировано свыше 32 тыс. преступлений коррупционной направленности (рост на 1%).

При этом существенно возросло количество таких наиболее опасных деяний как взяточничество (14 тыс., рост на 13%), в том числе совершенных организованными группами, в крупном и особо крупном размере. Больше выявлено лиц, совершивших коррупционные деяния. Причем благодаря реализации прокурорами полномочий в сфере уголовно-правовой статистики, на сегодняшний день это реальные цифры.

Появились действительно знаковые дела, случаи привлечения к уголовной ответственности чиновников, которых многие считали неприкасаемыми. Среди них главы регионов и муниципальных образований, депутаты различного уровня (всего за минувший год 958 таких лиц).

Что особенно важно – растет число уголовных дел, направленных в суды. В отношении более чем 13 тыс. коррупционеров судами постановлены обвинительные приговоры, в подавляющем большинстве они уже вступили в законную силу.

В минувшем году проводимая антикоррупционная работа получила новый импульс. Совместно с органами МВД, ФСБ и Следственным комитетом России значительные усилия прокуроров были направлены на противодействие «откатам» в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Здесь мы действовали сразу в двух направлениях.

В целях профилактики указанных правонарушений совершенствовалась нормативно- правовая база. Плюс реализован комплекс практических мероприятий по реальному пресечению откатов и других злоупотреблений.

Всего в 2015 г. прокурорами выявлено 386 тыс. коррупционных нарушений, в том числе 59 тыс. незаконных правовых актов (+10%). По всем этим фактам к виновным приняты необходимые меры воздействия.

В числе задач, которые необходимо решать уже в этом году, вопросы исполнения судебных решений о наложении штрафов за коррупционные преступления и правонарушения.

Недостаточно эффективна деятельность следственных подразделений по возмещению вреда от коррупционных деяний.

Требует дополнительных усилий оперативная работа по выявлению фактов легализации коррупционного дохода, установления такого имущества, в том числе за рубежом, с целью его ареста и возвращения государству.

***

Характеризуя состояние преступности в целом, следует подчеркнуть, что в прошлом году, ранее отмечавшаяся тенденция по ее снижению сменилась на противоположную. Зарегистрировано 2 млн. 388 тыс. преступлений, что на 9% больше, чем в 2014 г.

Увеличение числа учтенных преступлений отмечается в 77 регионах страны. При этом в Республике Башкортостан, Мурманской и Ярославской областях зафиксированный рост (до 44%) значительно опережает среднестатистические значения.

В основном он произошел за счет регистрации преступлений небольшой и средней тяжести.

С одной стороны отмеченная динамика объясняется усилением контроля на стадии учета преступлений. Однако другой причиной является недостаточность принимаемых профилактических мер, на что было обращено внимание в рамках проведенного координационного совещания руководителей правоохранительных органов, и выработаны соответствующие меры.

В течение прошедшего года в стране расследовалось около 3,5 млн. уголовных дел. И, несмотря на рост числа дел, направленных в суд (+3%, всего свыше 900 тыс.) и другие позитивные результаты существенным недостатком продолжает оставаться затяжной характер следствия. Количество уголовных дел, расследованных следователями всех ведомств в срок свыше установленного законом остается высоким (рост на 5%, 186 тыс.)

Не решена проблема роста числа обвиняемых. В прошедшем году почти 5,5 тыс. арестованных содержались в следственных изоляторах свыше 6 месяцев, а каждый пятый из них – более одного года.

К сожалению, прокурорами до сих пор продолжают выявляться факты укрытия от учета преступлений. В 2015 г. установлено свыше 165 тыс. криминальных посягательств, по разным причинам не учтенных. Это на 6,5% больше, чем в 2014 г.

При этом абсолютное большинство таких деяний, – это преступления, совершенные в условиях неочевидности. Поэтому их сокрытие мы не можем не связывать со стремлением некоторых руководителей искусственно повысить пресловутый показатель раскрываемости.

Хотя решить эту проблему вполне доступно законным путем, в том числе используя все возможности оперативно-розыскной деятельности.

Несмотря на некоторое улучшение раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, коренного перелома в данном вопросе не удается добиться уже длительное время. По итогам прошедшего года более 1 млн. преступлений осталось нераскрытыми, а их число по отношению к 2014 г. увеличилось на 7%. При этом реализация соответствующих дел оперативного учета в большинстве регионов откровенно слабая.

И в целом в деятельности оперативных подразделений прокурорами по-прежнему выявляется много недостатков. Количество нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности в 2015 г. возросло до 580 тыс. (на 2%).

С учетом отмеченных недостатков, прокурорами будет усилен надзор за всеми составляющими работы правоохранительных органов на каждом этапе досудебного производства.

***

С сожалением вынужден констатировать ухудшение состояния законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Проблем в сфере исполнения наказаний действительно много. Начиная от грубых нарушений режима, роста преступности в учреждениях, заканчивая перелимитом СИЗО в 25 регионах страны и неполной трудовой занятостью осужденных. Все они взаимосвязаны.

Но сегодня я хотел бы особо остановиться на вопросах охраны жизни и здоровья лиц, содержащихся в заключении. Смертность среди них остается высокой (в 2015 г. скончалось 3977 человек). Причем 87% лиц умерло от различных заболеваний, в том числе по причине слабой медицинской базы, медленного обновления оборудования, отсутствия некоторых видов медуслуг.

Особенно остро встал вопрос поддержания жизни заключенных с ВИЧ-инфекцией. Сейчас в изоляции с таким вирусом находится более 62 тыс. человек. Помощи им ждать кроме как от государства, не от кого.

Между тем, Минздравом в 2015 г. сорвана закупка необходимых антивирусных препаратов для учреждений исполнения наказаний: 5 наименований из них не поступили больным арестованным и осужденным. Этим создана угроза их жизни.

Принятые совместно с ФСИН усилия позволили на некоторое время снизить напряженность с дефицитом медикаментов. Но не решили проблему в целом.

В Правительство внесено предложение кардинально изменить организацию закупок лекарств и медоборудования для системы исполнения наказаний.

***

Состояние законности в Вооруженных Силах, иных воинских формированиях позволяло решать задачи по обеспечению безопасности нашей страны.

Большая работа проделана по поддержанию высокого уровня боевой готовности войск, обеспечению сохранности федеральной собственности, решению социальных проблем военнослужащих.

По требованию органов военной прокуратуры устранено свыше 360 тыс. нарушений законов. Государству возмещен материальный ущерб в размере 9 млрд. руб. Восстановлены права 860 тыс. военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Однако оставался ряд моментов, которые требовали повышенного внимания. Один из них – создание безопасных условий службы.

После трагедии в Омске наши проверки вскрыли нарушения при строительстве и эксплуатации 156 объектов военной инфраструктуры, расположенных в 35 регионах.

Всего по их итогам вскрыто 2,8 тыс. нарушений в этой сфере. К различным видам ответственности привлечено 380 должностных лиц. Возбуждено 37 уголовных дел.

Тщательной проработки с участием Минобороны и ФСБ России требуют вопросы эффективного предупреждения коррупционных посягательств на военное имущество и бюджетные ассигнования. Количество таких преступлений возросло более чем на 10%.

Определенные совместные решения для устранения отмеченных проблем нами уже реализуются. Убежден, что это позволит укрепить правопорядок в армейской среде.

***

Ежегодно мы констатируем устойчивый рост обращений в органы прокуратуры. Не стал исключением и 2015 год.

Более 4 млн. письменных обращений к нам поступило для проверок (+10%). Одному миллиону 100 тысячам граждан, обратившихся на личный прием, оказана квалифицированная правовая помощь.

Увеличение числа обращений к нам – несомненно, свидетельство доверия людей к прокуратуре. Но, с другой стороны, и своего рода индикатор имеющихся в регионах проблем.

Так, прокуратурой Республики Ингушетия удовлетворено почти каждое второе заявление в области коммунального хозяйства, земельного законодательства и исполнительного производства.

Половина обращений на нарушения жилищных прав признаны обоснованными в прокуратурах республик Дагестан и Мордовия, интересов детей – в прокуратурах Липецкой, Тюменской областей, Республики Тыва.

Три четверти жалоб граждан по пенсионным вопросам удовлетворены в прокуратурах Мурманской и Ульяновской областей, по природоохранным – прокурорами в Чечне.

Считаю эту работу важной. И мы будем ее продолжать, делая упор на полное рассмотрение всех поставленных в обращениях вопросов, реальную помощь людям.

***

Уважаемые коллеги!

С учетом отведенного времени мной озвучены не все сферы, в которых была востребована работа органов прокуратуры. И многое еще предстоит сделать.

В заключение я хотел бы выразить признательность лично Валентине Ивановне и всем членам Совета Федерации за многолетнее плодотворное сотрудничество в сфере упрочения законности, ваше внимание к решению насущных проблем, о которых я регулярно докладываю, постоянные рабочие контакты по вопросам соблюдения законов.

Но законотворческий процесс, как и правоприменительная практика, нуждаются в совершенствовании. Нам с вами в силу специфики деятельности об этом известно лучше, чем кому-либо.

Мы знаем, как принимаемые нормативные акты влияют на уровень защиты прав граждан, интересов государства, устраняем пробелы в правовом регулировании.

Надеюсь на дальнейшее продолжение совместной работы и взаимопонимание.

Спасибо за внимание!