Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

30 мая 2012, 00:00

В прошедшем году институтами власти проделана значительная работа по укреплению российской государственности.

Качественно преобразилась политическая система. Серьезное внимание уделено социально-экономической сфере. Интенсивно модифицировалось законодательство, в том числе – правовая база антикоррупционной и правоохранительной деятельности.

Вместе с тем это был сложный период, когда обострились социальные проблемы, происходили трагические происшествия, о причинах которых подробно сообщено в письменном докладе Генеральной прокуратуры, представленном ранее вашему вниманию.

В своем выступлении считаю важным остановиться на наиболее острых и новых вопросах, выявленных, в первую очередь, при осуществлении надзорной деятельности прокуроров.

***

В начале 2011 г. перед органами прокуратуры был поставлен ряд первоочередных задач по укреплению законности. Основные из них требовали принятия мер по восстановлению нарушенных социальных прав граждан, сопровождению средствами прокурорского надзора идущих в стране экономических преобразований, координации усилий правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции, экстремизма, обеспечения профилактики преступлений и правонарушений.

***

Существенные коррективы в надзорную деятельность были внесены в связи с выборами депутатов Государственной Думы.

Проведена большая подготовительная работа.

Практически во всех субъектах Федерации прокурорами выявлены нарушения при регистрации и учете избирателей, формировании избирательных участков, агитации, финансировании расходов на подготовку и проведение выборов.

Особое внимание уделено пресечению фактов возможной фальсификации избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений, нарушений прав наблюдателей.

Всего нами было установлено 3 тыс. нарушений избирательного законодательства. Очень важно, что в результате своевременно принятых прокурорами мер реагирования они были устранены, и в целом не повлияли на итоги избирательной кампании.

***

Особо хотел бы остановиться на проблемах в социальной сфере, где за прошлый год выявлено почти 3 млн. нарушений законов, в связи с чем по актам прокурорского реагирования только к дисциплинарной и административной ответственности привлечено около 420 тыс. лиц, в суды направлено свыше 770 тыс. исков, наши требования удовлетворены на сумму 900 млн. рублей.

Первостепенное внимание сосредоточили на охране прав ветеранов, инвалидов и других наименее защищенных категорий населения.

Многое сделано прокурорами совместно с региональными органами власти для обеспечения ветеранов Великой отечественной войны собственным жильем. Мы активно обращались в суд в их интересах.

Это явилось вынужденной мерой, поскольку органы местного самоуправления вопрос о постановке ветеранов на учет во многих случаях решали формально, исходя только из размера учетной нормы жилья.

Более того, местных чиновников не всегда интересовало, является ли имеющееся у ветерана жилье пригодным для проживания. В результате прокурорского вмешательства неблагоустроенные помещения признавались ветхими и аварийными, и ветераны получали долгожданные квартиры. Например, в Волгоградской области по требованию прокуратуры 34 ветерана войны получили новое жилье.

В минувшем году нами проведена масштабная проверка соблюдения прав инвалидов. Ее результаты показали, что проблем более чем достаточно.

Повсеместно вскрываются нарушения прав инвалидов на доступную безбарьерную среду. Многие жилые дома, объекты жизнеобеспечения и транспорта для них не приспособлены.

Так, в Вологодской области за последние три года было введено в эксплуатацию 350 новых учреждений социальной инфраструктуры. Однако только треть из них оборудованы с учетом потребностей инвалидов.

Нарушаются права инвалидов на получение необходимых лекарств, технических средств реабилитации, санаторно-курортного лечения.

К сожалению, нашими проверками выявляются различные нарушения при назначении инвалидам и без того небольших пенсий, пособий, иных выплат.

Не хватает мест в стационарных учреждениях социального обслуживания. Например, на момент проверки в Камчатском крае более года ожидали очереди в дома-интернаты для инвалидов 120 человек. И это неединичные факты.

Нет порядка и в самих учреждениях, в которых круглосуточно пребывают пожилые люди, инвалиды и другие категории граждан.

Вскрытые нарушения длительное время не устраняются, выявляются при повторных проверках, причем для ликвидации многих из них не требуются финансовые затраты.

Вместе с тем по всей стране около 900 объектов социального назначения продолжают оставаться за пределами зоны обслуживания пожарных подразделений. Свыше 500 таких учреждений – это ветхие, требующие ремонта здания.

Все перечисленные нарушения свидетельствуют о недоработках органов государственной власти субъектов Федерации и муниципалитетов, которые надо устранять.

Необходимо также принять меры по дополнительному бюджетному финансированию социальных учреждений и программ реабилитации инвалидов.

Вопросы пенсионного обеспечения сегодня волнуют не только получателей социальных выплат, но и миллионы работающих граждан, в том числе совсем молодых людей.

С учетом этого, в минувшем году прокурорами проверено исполнение законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении.

Прокуроры вскрыли, что отдельные крупные негосударственные пенсионные фонды совершают различные злоупотребления с накопительной частью трудовой пенсии граждан.

Распространенный характер приобрели случаи неправомерного перевода пенсионных отчислений граждан в отсутствие их волеизъявления из Пенсионного фонда России в негосударственные фонды.

Нередко активы и средства пенсионных резервов самостоятельно размещаются фондами в ценные бумаги подконтрольных их учредителям хозяйствующих субъектов.

Между тем, зная такое негативное положение, уполномоченные органы не всегда спешат реагировать на эти нарушения.

Генеральной прокуратурой в Правительство России внесены предложения по созданию эффективных механизмов контроля в данной сфере. Кроме того, принят комплекс мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового характера. По нашим материалам уже расследуется 14 уголовных дел.

Значительное внимание в прошедшем году традиционно уделено защите прав детей.

Мерами реагирования обеспечивались интересы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья, пользование льготами при медицинском обслуживании и в сфере образования.

Кроме того, в связи с нарушениями, допускаемыми при усыновлении российских детей иностранными гражданами, мы вплотную занялись и этими вопросами.

После внесения в конце 2010 г. в Трудовой кодекс изменений, ограничивающих занятие педагогической деятельностью для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость, мы оперативно изучили, как исполняется этот давно ожидаемый закон.

Проведенные проверки вскрыли неединичные случаи принятия на работу в образовательные учреждения судимых лиц, в том числе ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за растление малолетних и применение к ним насилия.

Прокуратурой Самарской области установлено, что в 1,5 тысячах учреждений без справок о судимости приняты на работу почти 7 тыс. человек.

В Красноярском крае по требованию прокуратуры были прекращены трудовые договоры с 70 педагогами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности.

В минувшем году мы также проверили, как исполняется закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Ревизии, в первую очередь, подверглась сеть Интернет.

Выявили, что она наводнена информацией, содержащей пропаганду экстремизма, насилия, жестокости и детской порнографии.

Вскрыты случаи распространения в сети Интернет сведений о наркотических веществах, возможности их приобретения, рекомендациях по изготовлению.

Вряд ли кого-то оставляет равнодушным обострившаяся в последнее время проблема самоубийств среди детей и подростков. Оказалось, что этому во многом способствуетдоступность в сети информации, склоняющей к суициду.

По требованию прокуроров судами на провайдеров возлагалась обязанность по ограничению доступа к сайтам, на которых размещались подобные сведения. Такие решения уже состоялись во многих регионах.

В Правительство России мы представили свои предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере, в том числе предусматривающие обязанность операторов связи осуществлять фильтрацию и блокирование сайтов, содержащих материалы противоправного характера.

***

Традиционно мы уделяли внимание защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.

В соответствии с поручением Президента продолжены проверки законности использования финансовых ресурсов, направляемых на ее модернизацию.

Уже проведена ревизия деятельности около 21 тыс. компаний, дана оценка обоснованности расходования ими свыше 400 млрд. рублей.

Прокурорами пресекались факты использования фирм-однодневок, перечисления денег на счета подконтрольных коммерческих структур, криминальных банкротств предприятий ЖКХ.

Выявлено и устранено 19 тыс. нарушений, по материалам прокурорских проверок расследуется почти 600 уголовных дел.

***

По всем отмеченным социальным вопросам граждане активно используют свое право на обжалование незаконных действий и решений. Но не всегда их обращения надлежащим образом рассматриваются.

В прошедшем году в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, наделяющие прокурора правом возбуждать административное производство за несоблюдение порядка рассмотрения обращений.

В рамках реализации этой новой функции вскрыты многочисленные факты игнорирования жалоб, нарушения сроков их рассмотрения, другие примеры формального и бездушного отношения к письменным обращениям людей.

В итоге почти 2 тыс. должностных лиц по требованию прокуратуры были привлечены к административной ответственности, большинство из которых (1,5 тыс.) – чиновники муниципального звена.

***

Трагические события вынуждают нас вновь с особой остротой говорить о вопросах безопасности на транспорте. К сожалению, должен признать, что проблемы в данной сфере до сих пор не нашли своего системного решения.

Целый ряд из них вскрыт в результате трагедии с теплоходом «Булгария».

Органами прокуратуры проведена ревизия соблюдения законодательства о безопасности на водном транспорте.

Выявили, что должностные лица контролирующих органов к своей работе подходят формально, осуществляют зачастую лишь документальный контроль.

Более чем на трехстах водных судах, прошедших освидетельствование Речного регистра, прокурорами выявлены грубые нарушения, которые могли привести к аварии и соответственно гибели людей. В ходе их эксплуатации использовались не соответствующие судовым документам двигатели, навигационные приборы с контрафактным программным обеспечением. Только после нашего вмешательства эти суда признаны непригодными к плаванию.

Широкое распространение получили случаи судоходства c неукомплектованными экипажами, без учета предельной пассажировместимости, при отсутствии необходимого количества спасательных средств.

Парадокс, но ранее даже нормативами предусматривалось наличие на борту судна лишь 10% детских спасательных жилетов от общего числа пассажиромест, независимо от фактического наличия на борту детей. По результатам прокурорских проверок Минтрансом России внесены необходимые изменения в эти нормы.

Не лучшим образом складывается ситуация с безопасностью на воздушном транспорте.

Нарушения вскрыты практически по всем направлениям деятельности служб, призванных обеспечить авиационную безопасность. Не соблюдаются условия эксплуатации воздушных судов, аэродромного оборудования, их ремонта и обслуживания, игнорируются требования закона об аккредитации и сертификации.

Системные недостатки выявлены в вопросах обучения авиационного персонала гражданской авиации и допуска его к работе.

Предложения по ужесточению госконтроля за транспортной безопасностью мы представили в Правительство, а со своей стороны усилим надзор за состоянием законности в данной сфере.

***

Как и раньше в центре нашего внимания находились вопросы обеспечения законности в сферах экологии и экономики.

Мы сосредоточили свои усилия на мерах по защите лесов и населенных пунктов от пожаров, охране водных биологических ресурсов, а также окружающей природной среды от негативного промышленного воздействия.

В отраслях экономики и финансовом секторе мы принимали меры по соблюдению законности в бюджетных, земельных, градостроительных правоотношениях, в области управления и распоряжения государственной собственностью.

Органам прокуратуры отводится важное место в реализации системы комплексной поддержки предпринимательства в России. Такой подход полностью себя оправдал.

Законодательные новеллы позволили нам эффективно реализовывать новую функцию по согласованию внеплановых проверок бизнеса и формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Только в прошлом году прокуроры отклонили почти 500 тыс. безосновательно заявленных плановых мероприятий и около 20 тыс. внеплановых проверок.

В целях дальнейшего совершенствования этой деятельности и снижения давления на бизнес в органах прокуратуры создана вертикаль подразделений по надзору за соблюдением прав предпринимателей.

Вместе с тем, считаю, что настало время рассмотреть вопрос о наделении прокурора правом согласования проверок бизнес-структур, проводимых субъектами ОРД. Сегодня эти лица во многих случаях действуют бесконтрольно, при этом именно их проверки сопровождаются наибольшим количеством жалоб, и сопряжены с серьезными ограничениями прав, незаконным изъятием документов и иного имущества.

По-прежнему одной из актуальных тем остается исполнение законов в области выполнения государственных контрактов. В прошедшем году прокурорами здесь выявлено свыше 37 тыс. нарушений.

Данная сфера является одной из тех, куда из федерального бюджета направляются колоссальные денежные средства. Желающих нажиться на этом много. Распространены такие факты и в армейской среде.

Только по нарушениям в рамках исполнения государственного оборонного заказа по материалам военной прокуратуры возбуждено 84 уголовных дела, около 500 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности.

Ассигнования, выделенные на оборону, расхищаются с использованием различных, в том числе коррупционных схем. Процветает практика составления фиктивных отчетов, в войска поступает некачественная техника и материальные средства.

Например, только по необоснованно оплаченным поставкам на боевые корабли ВМФ недоработанных образцов артиллерийских систем государству причинен ущерб в размере 590 млн. рублей. Проводится расследование.

В минувшем году увеличилось число жалоб граждан на деятельность организаций, осуществляющих взыскание задолженности по договорам потребительского кредитования. В связи с этим по всей стране были проведены проверки.

Выяснилось, что по причине несовершенства действующего законодательства взысканием долгов нередко занимаются полукриминальные конторы.

Во многих регионах прокурорами в работе так называемых коллекторских агентств выявляются факты угроз в отношении граждан, их избиения, незаконного вторжения в жилые помещения. При этом подобные вещи происходят с молчаливого согласия банков.

Имеются случаи незаконного использования такими организациями персональных данных граждан.

Зачастую данные агентства в своих названиях дублируют наименования органов государственной власти, более того, присваивают себе их функции.

В целях недопущения криминализации этого вида бизнеса, следует на законодательном уровне регламентировать права, обязанности и ответственность агентств, а также установить механизм государственного контроля. Соответствующие предложения у нас есть.

***

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции в 2011 г. продолжилось совершенствование системы взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

На сегодняшний день наиболее активно коррупционные процессы выявляются при исполнении контрольных функций, использовании государственного имущества, осуществлении госзаказов, налогового администрирования, сфер образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства.

Важнейшим направлением прокурорской деятельности стало возмещение ущерба от коррупционных правонарушений, а также признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц, создающих для них предпосылки.

В 2011 г. в суды предъявлено более 15 тыс. исков, сумма возмещенного ущерба составила  1 млрд. руб. Чаще всего прокуроры обращались в суды с требованиями о расторжении незаконных сделок, возмещении необоснованно израсходованных бюджетных средств, о возврате денежных средств полученных преступным путем.

Прокурорами продолжается работа по пресечению фактов несоблюдения служащими установленных для них запретов и ограничений.

В число нарушителей попал даже вице-губернатор Ленинградской области, который одновременно являлся президентом и председателем правления областной торгово-промышленной палаты и, участвуя в ее управлении, осуществлял хозяйственную деятельность. По представлению прокурора области он освобожден от занимаемой должности.

Действенным инструментом надзора остаются антикоррупционная экспертиза, по результатам проведения которой выявлено 48 тыс. нормативных актов и их проектов, содержащих коррупциогенные факторы. Практически все они устранены.

Начиная с 2009 г. Генеральная прокуратура активно сотрудничает с ГРЕКО.

За это время совершенствовалось законодательство и правоприменительная практика, что обусловило успешную защиту Россией отчетов о выполнении рекомендаций этой авторитетной международной организации.

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции прокуратура уполномочена усилить координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционными проявлениями.

Мы понимаем важность возложенных на нас задач, всю степень ответственности и в рамках имеющихся полномочий делаем все возможное для достижения поставленных целей.

В результате прокурорами, используя весь комплекс мер, в 2011 г. выявлено свыше 312 тыс. коррупционных правонарушений (рост на 38%).

Между тем, на направлениях, где у нас полномочий недостаточно, наблюдается обратная тенденция. Так, число поставленных на учет преступлений коррупционной направленности третий год подряд снижается. В 2011 г. их зарегистрировано около 38 тыс.

Заметно сократились факты регистрации получения взяток (на 10%), коммерческого подкупа (на 11%).

Всего же в прошедшем году правоохранительными органами выявлено почти на 3 тыс. преступлений коррупционной направленности меньше, чем в 2010 г.

К сожалению не могу связать подобные процессы с оздоровлением коррупционной обстановки в стране. В основном это результат ослабления работы правоохранительных органов, в первую очередь ее оперативной составляющей.

Кроме того, одной из предпосылок снижения зарегистрированных коррупционных посягательств в прошлом году являлась деятельность прокуроров по пресечению фактов их необоснованного учета.

В связи с этим необходимо признать, что для формирования объективной и прозрачной уголовно-правовой статистики нужно приложить еще немало усилий.

И мы уже предметно этим занимаемся в рамках реализации с 1 января 2012 г. новой функции по ведению государственного учета состояния и раскрываемости преступности, а также следственной работы.

Пока прокуроры осуществляют ее в отсутствии ресурсного обеспечения, однако первые результаты заставляют всерьез задуматься об объеме допускаемых искажений.

Только 3 последних месяца прошедшего года действовали созданные во всех субъектах федерации контрольные группы, а в ряде регионов социально-криминологическая характеристика преступности изменилась революционно.

Например, в Калининградской области показатели уличной преступности и число посягательств, совершенных в состоянии опьянения, возросли вдвое. В Амурской и Магаданской областях более чем в полтора раза (на 65 и 55 процентов) увеличилась рецидивная преступность. А в г. Санкт-Петербурге количество получивших учет криминальных деяний, совершенных лицами под воздействием наркотических средств, выросло в 50 раз (с 30 до 1,6 тыс.).

Стали более достоверными следственные отчеты, сведения об организованной и экономической преступности, размере причиненного ущерба и его возмещении.

Повторюсь, мы только начали эту работу, однако успели столкнуться с неконструктивной позицией некоторых наших коллег.

Заявляется о неспособности прокуратуры решить проблему, о необходимости отмены закона.

Понимаю, что сужение поводов для докладов об успехах не всем нравится, однако считаю, что законодателем принято абсолютно правильное решение.

Среди правоохранительных органов прокуратура наименее заинтересована в приукрашивании данных о состоянии преступности и борьбе с ней, при этом имеет доступ ко всем делам и материалам, необходимым для ведения объективного учета, который позволит оценить истинные угрозы, исходящие от преступности.

***

В 2011 г., как и в предшествующие пять лет преступность в России снижалась (в среднем на 8-9% в год). Всего зарегистрировано более 2 млн. 400 тыс. преступлений, в том числе свыше 600 тыс. тяжких и особо тяжких.

Даже если верить официальной статистике, при общем снижении за 5 лет числа зарегистрированных преступлений более чем на 1 миллион, раскрываемость остается низкой (55%).

Кроме того, во всех правоохранительных органах не искоренены случаи укрытия преступлений от регистрации и учета.

В течение 2011 г. прокурорами восстановлено на учет более 138 тыс. преступлений, в связи с чем почти 52 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной и 105 – к уголовной ответственности.

Растет общее число нарушений закона, выявленных прокурорами в уголовно-правовой сфере, увеличивается количество обоснованных жалоб на действия и решения следователей, дознавателей, органов дознания. Это иллюстрация критического состояния ведомственного контроля.

В условиях ограниченных полномочий прокуроров, снижение эффективности ведомственного контроля отмечается во всех правоохранительных органах, но наиболее разрушительным по своим последствиям оно является в органах внутренних дел.

Чем кроме безразличия начальников можно объяснить применение прямо в кабинетах печально известного отдела «Дальний» пыток людей? О таких фактах граждане сообщают практически во всех регионах страны.

Сегодня эта тема крайне остра, поэтому считаю важным высказать по ней точку зрения Генеральной прокуратуры.

Мы за то, чтобы каждый объективно подтвержденный сигнал о применении насилия со стороны должностных лиц правоохранительных органов был предметом тщательного расследования.

Однако на практике все происходит иначе.

В 2011 г. по нашим данным Следственным комитетом проведено более чем 17 тыс. проверок по сообщениям о насилии со стороны сотрудников правоохранительных органов, однако возбуждено только 250 уголовных дел (1,5%). Подчеркиваю, речь идет, только о преступлениях связанных с насильственными незаконными методами воздействия на участников уголовного судопроизводства, а не о всем массиве совершаемых этими лицами преступлений общеуголовной направленности.

За этот период прокурорами отменено свыше 2 тыс. необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по таким сообщениям, причем по многим из них незаконные решения отменялись по три и более раза, поскольку сами возбуждать уголовное дело они не могли.

Думаю, выход очевиден: пора решить вопрос о наделении прокурора полномочиями по возбуждению уголовных дел и даче по ним обязательных для исполнения указаний, как это принято во всем мире. Более того, прокурор должен обладать правом изъять дело у следователя и завершить расследование самостоятельно в случае его особой сложности, а также установления волокиты и других грубых нарушений закона. От этого выиграют наши граждане. Уверен, что и нарушений законности будет меньше.

К работе следственных органов есть и другие претензии, в первую очередь связанные с низкой эффективностью проводимых расследований в условиях снижения следственной нагрузки.

Более подробно об этом изложено в представленном в Ваш адрес письменном докладе. Там же указаны проблемы, касающиеся правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, а также недостатки проводимых мероприятий по розыску пропавших без вести и ограничивающих конституционные права граждан. Для их устранения мы предлагаем принять новую редакцию Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», положения которого давно не отвечают реалиям сегодняшнего дня.

***

Завершая криминальный блок, хотел бы остановиться на вопросах противодействия наиболее опасному виду преступлений – терроризму.

Сегодня в этом направлении скоординированы усилия и правоохранительных органов, и всех уровней государственной власти.

В ходе спецопераций проведенных в республиках Северного Кавказа уничтожено более 350 боевиков, ликвидировано 104 их базы.

Активная нейтрализация участников незаконных вооруженных формирований, обусловила снижение потерь среди военнослужащих и работников правоохранительных органов. Однако они по-прежнему велики. В 2011 г. погибло 187 представителей силовых структур, в 2010 г. их было 249.

Вместе с тем количество преступлений террористического характера в прошедшем году возросло с 581 до 622, из которых 576 или 93% совершено на территории Северо-Кавказского федерального округа. Практически не уменьшилось число зарегистрированных террористических актов (снижение с 31 до 29).

При осуществлении надзора за расследованием преступлений террористического характера прокурорами, нередко выявляются факты ненадлежащего розыска лиц, причастных к их совершению. Правоохранительные органы практически не выявляют факты финансирования террористической деятельности.

По-прежнему серьезной проблемой остается недостаточная антитеррористическая защищенность социальных объектов, жилого сектора, мест массового скопления людей. Всего в ходе проверок прокурорами выявлено около 138 тыс. нарушений антитеррористического законодательства (в 2010 г. их было 101 тыс.).

Серьезная работа была проведена по предотвращению проявлений экстремизма.

В результате не допущено массовых беспорядков на национальной и религиозной почве. Впервые за прошедшие пять лет, сократилось число преступлений данной направленности. В 2011 г. их зарегистрировано 622 (-5%).

Однако, в последние годы резко активизировалось насаждение террористической и экстремистской идеологии посредством сети Интернет. Количество сайтов данной направленности растет и исчисляется уже тысячами, из них около 150 – русскоязычные.

Сотрудниками правоохранительных органов осуществлялся мониторинг социальных сетей с целью установления фактов экстремистской пропаганды. Приняты меры прокурорского реагирования в отношении Интернет-провайдеров и руководителей образовательных учреждений, не обеспечивших блокировку доступа к сайтам, признанным экстремистскими. Работа в этом направлении будет продолжена.

***

В завершение хочу сказать, что органы прокуратуры обладают мощным профессиональным кадровым коллективом, способным успешно решать задачи по укреплению законности в стране.

О доверии к прокуратуре и ее значительном потенциале свидетельствует динамика числа поручений, данных Президентом Российской Федерации Генеральной прокуратуре. Так, если в 2008 г. их было всего 13, то в минувшем году – уже 62. Большинство из них касались масштабных, жизненно важных вопросов, а их исполнение оказало существенное влияние на уровень защищенности прав граждан и интересов государства.

Об этом же говорит и тот факт, что число людей, обратившихся к нам за помощью, постоянно растет. В прошлом году поступило 3,5 млн. жалоб и заявлений граждан (+7%), почти миллион человек – принято на личном приеме. Каждое пятое обращение удовлетворено, приняты меры к восстановлению прав, как конкретных граждан, так и широкого круга лиц.

Только в центральный аппарат Генеральной прокуратуры еженедельно обращается на личный прием около 400 граждан, в Интернет-приемную поступает свыше тысячи обращений людей.

Буквально недавно состоялась коллегия Генеральной прокуратуры, на которой выработаны дополнительные меры для сохранения опытного прокурорского состава, формирования действенного резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности, проведения последовательной ротации прокуроров.

Органы прокуратуры не останавливаются на достигнутом. Мы постоянно наращиваем свой потенциал, совершенствуем надзорную деятельность, оперативно реагируя на новые вызовы времени.

Вместе с тем все случаи нарушения прокурорскими работниками требований законодательства о государственной службе, Присяги прокурора жестко пресекаются и впредь будут получать принципиальную оценку с нашей стороны.

***

Я перечислил далеко не все проблемы и результаты работы органов прокуратуры по укреплению законности и правопорядка в стране в минувшем году. Более подробно все изложено в письменном докладе Генеральной прокуратуры. Считаю, что многое выполнено. Но предстоит сделать еще больше.

Мы продолжим свою работу в интересах развития страны, в интересах граждан России.

На повестке дня стоят новые масштабные задачи, и они требуют дальнейшей совместной плодотворной и конструктивной деятельности прокуратуры и законодательного корпуса.

Уверен, что объединенные усилия позволят задействовать наш правовой потенциал в преобразовании общества.

Рассчитываю, что итоги сегодняшнего обсуждения станут для этого фундаментальной основой.