Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

27 апреля 2013, 14:36

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, хотел бы от имени многотысячного коллектива прокуратуры и от себя лично поздравить всех вас с Днем Парламентаризма России!

В своем ежегодном докладе о состоянии законности и правопорядка, а также мерах по их укреплению, хотел бы привлечь ваше внимание к наиболее актуальным вопросам, решение которых возможно лишь при объединении усилий всех заинтересованных органов.

Многие из острых проблем в текущем году уже освещались мной, в том числе дважды в Государственной Думе, поэтому остановлюсь на них тезисно.

В 2012 г. органами прокуратуры проделана значительная работа по совершенствованию механизма защиты конституционных прав граждан, интересов общества и государства, обеспечению законности в сфере экономики, повышению эффективности борьбы с коррупцией.

За этот период в указанных сферах прокурорами выявлено свыше 5 млн. правонарушений, в том числе около 3 млн. – связанных с обеспечением прав граждан.

***

В центре прокурорского надзора была и остается правозащитная деятельность. Основные усилия направлялись на то, чтобы утвердился правовой порядок в социальной сфере. Особенно там, где наши граждане чувствуют себя слабозащищенными.

К сожалению, в течение всего прошедшего года в большинстве регионов для реализации прав инвалидов на доступную безбарьерную среду, бесплатное получение жизненно важных лекарств, льготную оплату коммунальных услуг, обеспечение жильем, образование и трудоустройство зачастую требовалось прокурорское вмешательство. Только в Алтайском, Краснодарском краях и Самарской области прокурорами направлено в суд 4,5 тыс. исков по восстановлению прав людей с ограниченными возможностями. Почти все они судами удовлетворены.

Большое значение уделялось обеспечению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Как показывают наши проверки, практически повсеместно допускаются нецелевое либо неэффективное использование бюджетных средств, выделенных на программы по модернизации здравоохранения. В результате их цели в полной мере не достигаются.

Прокурорами пресекались нарушения прав граждан на получение высокотехнологичной медицинской помощи.

В Ханты-Мансийском автономном округе в одной из больниц не использовалось почти 

70 видов нового дорогостоящего оборудования, закупленного еще 6 лет назад, вплоть до поступления акта реагирования прокурора. И это далеко не единичный случай.

По-прежнему многочисленными остаются нарушения закона при обеспечении больных жизненно важными лекарствами. Примеров их устранения посредством прокурорского реагирования много (Волгоградская, Воронежская, Омская области). Не буду на них останавливаться. Важно, что в результате люди получили необходимые препараты, в ряде случаев устранена угроза их жизни. Эти направления и впредь не будут забыты.

***

Также постоянно в поле зрения прокуратуры находились вопросы охраны прав детей, ущемление которых порой начинается еще со стадии оформления государственного сертификата на материнский капитал.

Нашими проверками установлены многочисленные нарушения, включающие даже случаи получения его лицами, лишенными родительских прав, преступного обналичивания таких средств.

Для их устранения прокурорами направлялись заявления в суды о взыскании необоснованно полученных ассигнований, признании недействительными сделок, совершенных в ущерб интересам ребенка, принимались и другие меры.

Мы поддерживаем внесение изменений в законодательство с целью установления перечня организаций, имеющих право предоставлять займы гражданам на улучшение жилищных условий, ужесточения процедуры обследования приобретаемого жилья, усиления контроля за исполнением родителями взятых обязательств по оформлению площади в общую собственность.

Думаю, все согласятся, что поведение родителей, совершающих махинации в ущерб интересам детей, это явный сигнал семейного неблагополучия.

Однако работа по выявлению семей с детьми, находящимися в социально опасном положении не отвечает предъявляемым требованиям. Ситуацию осложняет ведомственная разобщенность уполномоченных в данной сфере органов, а также нарушения, допускаемые в их деятельности.

По причине нарушений прав детей и недостатков профилактики асоциального поведения родителей, каждый год около 50 тыс. из них лишаются родительских прав, и дети остаются без семейного воспитания.

Приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление. Хочу сразу отметить, что накопившиеся проблемы в этой сфере имеют широкий общественный резонанс.

По данным статистики количество детей, переданных на усыновление, с каждым годом снижается.

Одна из причин такого положения заключается в том, что деятельность органов опеки и попечительства, отвечающих за устройство детей в семьи, еще далека от совершенства. В прошлом году прокурорами в их работе выявлено почти 22 тыс. нарушений, в том числе многочисленные недостатки при формировании региональных банков данных включающих сведения о детях, нуждающихся в семьях.

Органы опеки, как правило, озадачены не устройством ребенка в семью, а подбором детей, отвечающих запросам будущих усыновителей.

Однако даже в этих случаях допускаются нарушения, препятствующие принятию необходимого для усыновления судебного решения либо влекущие его отмену вышестоящим судом по причине установления новых обстоятельств. Это наносит детям моральные травмы.

Кроме того, имеют место нарушения требований законодательства о приоритете российских граждан перед иностранными в вопросах усыновления.

Вскрыта серьезная проблема осуществления полноценного контроля за условиями жизни и воспитания наших детей за рубежом. Имеются факты несвоевременного предоставления соответствующих отчетов иностранными организациями в Россию.

В этих вопросах нужны скоординированные действия органов государственной власти, правоохранительных ведомств, общественных институтов.

Нами образована межведомственная группа, работающая над законодательными предложениями по введению более жесткого контроля за кандидатами в усыновители и за последующей судьбой усыновленного ребенка.

Вместе с тем положительный эффект должны принести меры, стимулирующие россиян к усыновлению. Их принятие на федеральном уровне будет способствовать решению проблемы сиротства в стране.

***

Еще одна очень болезненная тема – это ситуация в сфере ЖКХ. Всего в 2012 г. органами прокуратуры в ней пресечено 213 тыс. нарушений закона.

Совместно с правоохранительными и контролирующими органами проведены масштабные проверки соблюдения законов в коммунальном комплексе.

Совокупность принятых мер способствовала определенному снижению социальной напряженности.

Однако изменить положение пока не удалось. Финансовые злоупотребления и хищения ресурсов приняли угрожающий размах.

В деятельности органов государственной власти субъектов и местного самоуправления выявлены многочисленные нарушения при установлении тарифов, распоряжении имуществом коммунального комплекса.

Установлены они и при использовании организациями ЖКХ средств бюджетов различных уровней, собственных финансов, в том числе поступивших в виде платежей граждан за потребляемые услуги. За последние два с половиной года всеми органами предварительного расследования возбуждено свыше 3,5 тыс. уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере ЖКХ, при этом более полутора тысяч из них связаны с различными проявлениями коррупции.

В Мурманской области преступной группировкой с целью захвата энергетического комплекса реализовывалась коррупционная схема хищения средств предприятий ЖКХ, их криминального банкротства, неуплаты налогов. Ущерб от их противоправной деятельности превысил 3 млрд. рублей. Сложившаяся ситуация стала возможной вследствие бездействия контролирующих, правоохранительных органов, местной власти. Лишь после вмешательства Генпрокуратуры прерваны многолетние беззаконие и безнаказанность (возбуждено 6 уголовных дел).

Установлены многочисленные случаи ненадлежащего выполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей по переселению граждан из аварийного жилья. Среди них выделю несоблюдение порядка признания жилых домов аварийными, невключение таких домов в муниципальные программы расселения, длительное проживание людей в непригодных условиях, без элементарных удобств.

На все нарушения мы жестко реагировали.

***

Прошедший год надолго запомнится чередой трагедий на дорогах, в том числе обусловленных неудовлетворительным состоянием автотрасс страны, а также произошедших по вине пьяных водителей.

Широкое распространение нарушений законов потребовало пристального внимания прокуроров.

Проверки, проведенные нами совместно с органами Госавтоинспекции, показали, что 60% федеральных, значительное число региональных и местных магистралей не соответствуют предъявляемым требованиям к их содержанию. Выявлены грубейшие нарушения со стороны органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Не осуществляется должное финансирование дорожного строительства, при этом вскрываются случаи злоупотреблений должностных лиц при размещении государственных и муниципальных заказов на ремонт и строительство дорог, оплаты фактически невыполненных работ.

Деятельность по восстановлению дорожного полотна во многих случаях сводится к абсолютно неэффективному ямочному латанию дыр. Контроль со стороны уполномоченных госорганов за содержанием дорог практически отсутствует.

Поэтому прокуроры были вынуждены обращаться в суды с тем, чтобы привести участки трасс в надлежащее состояние (Волгоградская, Новгородская, Нижегородская области).

Также органы прокуратуры в пределах предоставленных полномочий участвовали в решении и других проблем обеспечения безопасности дорожного движения.

Только за 2 последних года нами направлено в суды свыше 40 тыс. исков с требованиями о признании недействительными прав, выданных больным алкоголизмом и наркоманией.

Считаю, что назрела необходимость создания всероссийской базы данных о лицах, состоящих на учетах в диспансерах с диагнозами «алкоголизм» и «наркомания».

Предоставление доступа к ней, например, работникам Госавтоинспекции позволило бы отказывать им в получении водительских удостоверений. Более того, она может быть востребована различными органами при выдаче других разрешительных документов.

Другой не менее важный вопрос – ненадлежащее обучение кандидатов в водители. Прокурорскими проверками вскрыто, что оно повсеместно проводится некачественно, порой в отсутствие у автошкол лицензий, а в некоторых из них нет даже необходимой учебно-технической базы.

Работа по обеспечению законности в данной сфере будет продолжена.

***

Все более важное значение приобретает природоохранная деятельность прокуратуры.

В последние годы вскрыт серьезный пласт проблем, связанных с нерациональным использованием лесных ресурсов, в числе которых ненадлежащая охрана лесов и защита земель лесного фонда, нелегальный оборот древесины. Растущие объемы противозаконных рубок и экспорта лесоматериалов представляют угрозу не только экономическим интересам России, но и экологической безопасности.

Надзорная практика показывает, что органы государственной власти субъектов Федерации своевременно не реагируют на ситуацию в сфере лесопользования, ими нарушаются требования закона при организации и проведении конкурсов на предоставление в аренду участков лесного фонда, выдаче этими органами положительных заключений на освоение леса (Приморский край, Амурская, Волгоградская области и другие регионы).

Кроме того, повсеместно вскрыты недостатки в деятельности ведомств контроля и надзора в лесном секторе.

В полной мере это касается и подготовки к пожароопасному периоду, когда в отдельных регионах упущения в работе уполномоченных органов и местного самоуправления не позволили организовать эффективную борьбу с возгораниями лесов.

Во исполнение поручения Президента России конкретные предложения для наведения порядка в лесной отрасли нами уже разработаны. Предлагаем существенно увеличить размеры штрафных санкций за нарушение правил заготовки древесины, незаконную рубку лесных насаждений, а также ужесточить наказание в виде лишения свободы за данное преступление. Важно также ввести административную ответственность за неправомерное размещение в лесу лесорубочной техники.

***

В истекшем году у нас появилось, по сути, новое направление деятельности, хотя основу для этого мы сформировали уже более 4-х лет назад. Речь идет о поддержке средствами надзора предпринимателей, борьбе с избыточными административными барьерами.

В стране появился институт Уполномоченного при Президенте по защите бизнеса. В Генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов Российской Федерации образованы соответствующие подразделения.

Органами контроля не изжита практика усложнения и затягивания разрешительных процедур, незаконных отказов в реализации прав предпринимателей.

В 2012 г. прокурорами выявлено более 117 тыс. нарушений в этой сфере.

Осуществляя формирование сводного плана проверок контролирующими органами субъектов хозяйственной деятельности на 2013 г. нами рассмотрено свыше 1 млн. 100 тыс. их предложений, при этом утверждено лишь 576 тыс.

Вместе с тем прокурорами установлено и оспорено 18 тыс. правовых актов, которыми вводились не предусмотренные законами запреты и процедуры, истребовались излишние документы, устанавливались чрезмерные сроки рассмотрения обращений предпринимателей (Краснодарский край, Воронежская область).

Защищали мы предпринимателей и от необоснованного уголовного преследования, незаконных оперативно-розыскных и иных внепроцессуальных действий.

В прошлом году прокурорами отменено 342 постановления о незаконном возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей. Отказано в утверждении обвинительных заключений по 128 таким делам.

Необходимо сказать, что на фоне существенного снижения экономических преступлений (-15%) число различных оперативных мероприятий, проводимых в отношении юридических лиц, не сокращается.

Так, в Ульяновской области в прошлом году прокурорами выявлено 153 незаконные проверки, проведенные полицией в отношении коммерческих структур, в том числе по поступившим по телефону доверия якобы анонимным сообщениям, сделанным самими сотрудниками полиции. Виновные привлечены к ответственности.

Нами совместно с аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей разработаны предложения, направленные на предотвращение подобных фактов и других ограничений прав предпринимателей. Они поддержаны Президентом Российской Федерации и, надеюсь, в ближайшее время будут реализованы.

***

Состояние законности в стране диктует необходимость рассмотрения многих складывающихся правоотношений через призму противодействия коррупции, которая нередко препятствует реализации основных прав граждан.

В 2012 г. проведена значительная работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства, в том числе в связи с присоединением России к ряду международных договоров. Это позволило более эффективно реализовывать положения Федерального закона «О противодействии коррупции».

По результатам проведения надзорных мероприятий в прошедшем году прокурорами вскрыто 349 тыс. нарушений законов в области противодействия коррупции. Причем, как и прежде, наибольшее их количество (почти 235 тыс.) установлено в деятельности органов местного самоуправления.

Особое место в нашей работе занимает организация проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов. Мы добились того, что она приобрела тотальный характер. Только прокурорами в прошедшем году изучено более 1 млн. 200 тыс. нормативных документов, почти в 58 тыс. из них исключены коррупциогенные факторы.

В целом деятельность всех органов власти и управления по отсеву коррупционных норм можно оценить положительно.

Прокурорами в 2012 г. изменен подход к проведению надзорных проверок в сфере государственных закупок. Мы не только осуществляли мониторинг конкурсной документации, размещаемой в открытых источниках, но и проводили проверки фактического исполнения работ. Это позволило выявить нарушений почти на четверть больше, чем в 2011 г. (всего почти 46 тыс.).

Прокурорами пресекалось размещение заказов на бесконкурсной основе, а также незаконное проведение конкурсов, нарушающее конкурентные механизмы и права участников торгов.

Даже в отсутствие четкой правовой регламентации порядка формирования цены контрактов, выявлялись факты ее завышения, которым давалась правовая оценка.

В прошедшем году по нашим материалам в сфере госзакупок возбуждено 171 уголовное дело, ряд из них – известные вам дела особого социального резонанса.

Так, по инициативе органов военной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения заводом «Дагдизель» госконтракта на поставку и модернизацию боевых торпед в размере свыше 2,7 млрд. руб. По иску военного прокурора завод обязался в добровольном порядке возвратить указанную сумму. Кроме того, в качестве неустойки с него взыскано более 120 млн. руб.

Давая в целом оценку работе правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями, необходимо отметить, что в истекшем году она активизировалась. Установлено свыше 49 тыс. посягательств, что почти на четверть превысило уровень 2011 г. На 13% больше установлено лиц, совершивших такие деяния.

Вместе с тем, имеется и ряд проблем.

Несмотря на общий рост коррупционной преступности, крайне настораживает продолжающееся уже третий год сокращение в среднем на 10% зарегистрированных фактов взяточничества и злоупотребления служебным положением, являющихся наиболее опасными коррупционными преступлениями. В первую очередь считаю это просчетами оперативных служб.

Они обусловлены недостаточным уровнем профессиональной подготовки оперативных сотрудников и, как следствие, их слабыми оперативными позициями, хотя должен сказать, что поводов для сбора соответствующей информации более чем достаточно.

В этой связи очевидна необходимость активизации работы субъектов ОРД по заведению дел оперативного учета в отношении коррупционеров, и их реализации.

Низкая результативность оперативной деятельности отмечается прокурорами и по другим направлениям, таким как розыск пропавших без вести, в первую очередь детей, и раскрытие преступных посягательств.

В 2012 г. из 2 млн. 300 тыс. зарегистрированных преступлений более чем по 1 млн. лица, их совершившие, не были установлены. Остались нераскрытыми почти 45% преступлений, четверть из которых составляют тяжкие и особо тяжкие деяния.

***

Характеризуя состояние преступности в целом, необходимо подчеркнуть сохранение тенденции сокращения числа регистрируемых преступлений (-4,3%), которая отмечается во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского (+1,9%). Уменьшилось количество убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений и грабежей, преступлений экономической направленности.

Вместе с тем настораживает, что данные процессы происходят на фоне роста поступающих в правоохранительные органы заявлений и иной информации о происшествиях.

В истекшем году их количество увеличилось почти на 7%, превысив число учтенных преступлений в 11 с половиной раз. Таким образом, поводы для возбуждения дел растут, а число таких решений, напротив, уменьшается.

Причину этого мы видим в значительном количестве нарушений (свыше 3,4 млн.), допускаемых на стадии приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях.

Растет (+11%) число отмененных прокурорами постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, распространены случаи неоднократного вынесения данных постановлений при наличии признаков преступления либо по неполно проверенным данным. Только в 30 охваченных в прошлом году проверкой Генеральной прокуратуры регионах два и более раза прокурорами отменялось 170 тыс. таких решений, почти 2,3 тыс. из них – свыше 10 раз.

Например, в Ставропольском крае прокурор вынужден был 5 раз отменять незаконные постановления следователя по факту безвестного исчезновения человека, пока добился возбуждения уголовного дела об убийстве (в настоящее время виновный осужден).

На 59% возросло в 2012 г. число неправомерных отказов следственных органов в приеме сообщений о преступлениях и случаев их нерегистрации. В подразделениях Следственного комитета России их количество за истекший год увеличилось в 2,5 раза, в органах дознания ФСКН – в 4 раза, а в дознании Федеральной пожарной службы МЧС России – более чем в 10 раз.

К сожалению, остается невысоким и качество следствия и дознания. Значительное количество уголовных дел возвращается прокурорами для дополнительного расследования. Число таких дел в 2012 г. превысило 37 тыс.

Еще одна острая проблема – соблюдение разумных сроков досудебного производства.

Доля уголовных дел, оконченных с превышением срока, установленного законом, растет угрожающими темпами. В истекшем году это практически каждое третье дело в органах внутренних дел, а в Следственном комитете и ФСКН почти каждое второе.

Полагаю, что наведению порядка в этом вопросе способствовало бы внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство, обязывающих следователя уведомлять о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу и прокурора, которому должно быть предоставлено право проверять законность и обоснованность такого решения и оперативно пресекать нарушения.

В следственных органах всех ведомств значительно возросли и сроки содержания под стражей. Увеличивается количество лиц, срок ареста которых превышает год (в МВД России – на 15%, в СК России – на 25%, а в ФСКН России – почти на 70%).

Всего же в истекшем году прокурорами установлено свыше 5 млн. нарушений законов, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Таким образом, организация работы правоохранительных органов по-прежнему нуждается в качественном улучшении.

***

С 1 января прошедшего года органы прокуратуры наделены полномочиями в сфере уголовно-правовой статистики.

Уже первые шаги по реализации этой новой функции высветили проблемы, ранее не известные надзорной практике.

Установлено, что за счет манипуляций со статкарточками получают необоснованный учет тысячи преступлений экономической и коррупционной направленности. Только в Республике Башкортостан их выявлено более 500, а всего за год прокурорами установлено 8,5 тыс. таких нарушений.

В массовом порядке искажаются сведения о результатах расследования дел, об оставшихся нераскрытыми преступлениях, об их тяжести.

Прокуроры повышают требовательность при подписании документов первичного учета, но при этом сталкиваются с все более изощренными проявлениями искажения статистики.

Установлены неединичные случаи фальсификации подписей прокуроров в статкарточках, а в г. Москве мы вообще обнаружили применение шпионских технологий. Карточки заполнялись специальными чернилами, которые позволяли после подписания их прокурором удалять первичный текст методом нагревания и заполнять какие угодно реквизиты заново. Таким способом, можно на бумаге победить и организованную преступность, и коррупцию.

После учета по требованию прокуроров всех фактически установленных данных в целом по России зафиксирован рост на 36% преступлений, совершенных под воздействием наркотиков, на 20% – в состоянии опьянения. Растет рецидивная (+9%) и уличная (+12%) преступность.

Мы, конечно, не испытываем удовлетворения от констатации подобной негативной динамики, однако для эффективного противодействия преступности для начала нужно узнать, каков ее фактический срез.

***

Без сомнения, глобальную угрозу государству и обществу на сегодняшний день представляет терроризм.

В прошедшем году по сравнению с 2011 г. количество зарегистрированных преступлений об актах терроризма снизилось на 17%. Однако сохранилась тенденция роста числа преступлений террористического характера (на 2,4%). Их увеличение отмечается в Приволжском, Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах.

Несмотря на некоторое снижение указанного вида преступности в Северо-Кавказском федеральном округе (на 2%), этот регион по-прежнему является основным источником террористических угроз. Здесь зарегистрировано почти 90% преступлений террористического характера, не прекращаются акции индивидуального террора в отношении сотрудников правоохранительных органов, общественных и религиозных деятелей, и иных лиц, занимающих активную позицию в противодействии терроризму и экстремизму.

В целом особую тревогу вызывает состояние антитеррористической защищенности социальных объектов, жилого сектора, объектов повышенной опасности и крупных транспортных узлов, мест массового пребывания людей.

Ежегодно нами выявляются многочисленные однотипные нарушения законодательства в этой сфере (в 2012 г. их установлено свыше 140 тыс.).

В этих условиях крайне важным является законодательное закрепление обязанностей юридических и физических лиц по соблюдению требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или используемых на ином законном основании, а также установление ответственности за их неисполнение.

Считаю необходимым возобновить начатую почти два года назад работу. Соответствующий законопроект, принятый Государственной Думой в мае 2010 г. в первом чтении, до настоящего времени не рассмотрен.

Угроза терроризма сохраняется, в связи с чем акцент в противодействии этому явлению нужно сделать на его раннем предупреждении.

Не менее опасными являются и проявления экстремизма, которые в условиях многонационального состава нашего общества приобретают все большую распространенность.

Отмечая рост преступлений данной направленности (в 2012 г. на 12%), следует сказать, что в значительной степени он обусловлен совершенствованием практики их выявления и пресечения.

Благодаря совместной деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти массовых беспорядков на национальной и религиозной почве в прошедшем году не допущено.

Вместе с тем оперативная обстановка в ряде субъектов остается сложной. Она усугубляется высоким уровнем безработицы, в первую очередь среди молодежи, непродуманной миграционной политикой регионов.

Результаты надзорной практики показывают, что деятельность всех субъектов противодействия терроризму и экстремизму нуждается в дальнейшем совершенствовании.

***

Кратко остановлюсь на ситуации в исправительных колониях и следственных изоляторах.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что состояние законности в них если и меняется в лучшую сторону, то крайне медленно.

В истекшем году прокурорами в ходе проверок выявлено почти 170 тыс. нарушений законов.

По-прежнему наиболее часто встречающимися являются неудовлетворительные медицинское обеспечение, условия содержания, применение недозволенных мер воздействия, а также получившие распространение коррупционные проявления со стороны сотрудников учреждений ФСИН.

Ненадлежащее исполнение законов способствует обострению противостояния между осужденными и администрациями исправительных колоний. Такие случаи имели место в Свердловской, Челябинской областях и других регионах.

Поэтому ситуация у нас на постоянном контроле.

Кроме того, требуют серьезного решения вопросы социальной реабилитации осужденных после их освобождения. На сегодняшний день в большинстве регионов из-за недостаточности соответствующих материальных ресурсов возможности по оказанию им поддержки ограничены или вообще отсутствуют.

***

Заканчивая свое выступление, скажу, что ежегодно увеличивается количество обращений граждан, поступающих в наш адрес. За последние три года оно выросло на 12% и превысило в 2012 г. 3 млн. 600 тыс., из которых почти 1 млн. – на личном приеме.

Наибольшее их число связано с нарушениями жилищных, трудовых прав, соблюдением земельного законодательства, исполнительного производства и защиты несовершеннолетних.

Каждое пятое из разрешенных обращений удовлетворяется, принимаются меры по восстановлению нарушенных прав.

В прошедшем году высокую эффективность показала практика открытия временных приемных Генерального прокурора в регионах. В г. Крымске принято более 3,6 тыс. человек по вопросам оказания медицинской, гуманитарной и правовой помощи.

Такие же приемные были созданы во всех федеральных округах с целью защиты прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Только с октября по декабрь 2012 г. в них обратились более 2,5 тыс. человек, абсолютному большинству из которых оказана реальная помощь.

Помимо этого, в прокуратурах субъектов были организованы «горячие линии» по наиболее важным социально-экономическим проблемам, на постоянной основе осуществлялись выезды руководителей прокуратур в отдаленные населенные пункты для приема граждан.

Убежден, все эти формы взаимодействия с гражданами только повышают доверие людей к нашей работе.

Уважаемые коллеги!

Подводя итоги, отмечу, что в целом весь комплекс мер, принимаемых прокуратурой во взаимодействии с органами государственной власти и всеми правоохранительными органами, оказывает положительное воздействие на состояние законности в стране.

Проводимая нами превентивная работа позволила существенно снизить напряженность в социально-экономической сфере, в том числе в вопросах оплаты труда, обеспечения транспортной безопасности, защиты прав военнослужащих и членов их семей, а также по другим направлениям.

Мы и в дальнейшем будем средствами прокурорского реагирования минимизировать нарушения закона, чтобы помогать людям и надежно защищать интересы государства.

Это имеет особое значение в год 20-летия Конституции Российской Федерации.

Мы знаем, что надо делать, и приложим для этого все усилия.

Благодарю за внимание!