Внимание! Уважаемые пользователи!
Вы находитесь на старой версии сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации теперь находится на
Едином портале прокуратуры Российской Федерации по ссылке

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

+7 495 987-56-56 +7 800-250-79-78

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка провел в г. Екатеринбурге оперативное совещание по вопросам защиты прав предпринимателей в Дальневосточном, Приволжском, Сибирском и Уральском федеральных округах

16 октября 2015, 10:30

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялся семинар-совещание по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации

г. Сочи, 10.11.2015 г.

Поздравление Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова с Днем Конституции Российской Федерации

Уважаемые коллеги!

Поздравляю вас с Днём Конституции Российской Федерации! На протяжении 27 лет она является основным законом государства – фундаментом развития нашей правовой системы.

Конституция для каждого является эффективным правовым орудием от любых злоупотреблений. Поэтому в этот день хотел бы напомнить о важности знания нормативных основ нашего общества.

Прокуратуре отведена особая и ответственная роль надзора за неукоснительным исполнением конституционных норм.

Прокуроры ориентированы на всемерное содействие гражданам в защите и восстановлении их прав. И мы понимаем, что от результатов нашей работы зависит успешное развитие страны.

Уверен, что и в дальнейшем наша системная, последовательная деятельность будет залогом надежной защиты конституционных принципов.

Хочу пожелать работникам прокуратуры сохранять и преумножать традиции правовой России.

Желаю в этот день всем крепкого здоровья, счастья, успехов и новых достижений на благо Отечества! Берегите себя!

С праздником!

12 декабря 2020, 09:00

Поздравление Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова с Днем прав человека

Сегодня исполняется 70 лет с того дня, когда по предложению Генеральной Ассамблеи ООН во всем мире празднуется День прав человека, приуроченный к дате принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека.

В XXI веке мы как данность воспринимаем декларированные этим документом неотъемлемые права человека, основанные на принципе всеобщего равенства независимо от расы, пола, языка, религии и иных убеждений. Однако в относительно недавнем прошлом крайний радикализм исповедовался на уровне целых государств.

Известные последствия страшной трагедии таких массовых проявлений нетерпимости заставили сплотиться международное сообщество под эгидой ООН. Человек, его свобода и право на жизнь, личная неприкосновенность – фундамент для построения любой прогрессивной законодательной системы.

Символично, что через два дня мы будем праздновать День Конституции Российской Федерации, которая полностью вобрала перечисленные исходные начала, укрепив их надежными правовыми гарантиями, и стала достойнейшим образцом основного документа демократического государства.

Органам прокуратуры отведена одна из ведущих ролей охранителя прав человека во всех сферах его жизни, поэтому сегодняшний день для нас сродни профессиональному празднику, который отражает нашу суть и предназначение.

Поздравляя соотечественников с Днем прав человека, заверяю каждого в неизменной преданности прокуратуры идеалам, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации, навсегда определившим смысл нашей работы.

10 декабря 2020, 10:37

Под председательством Игоря Краснова состоялось координационное совещание, на котором обсуждены итоги выполнения Национального плана противодействия коррупции 2018-2020

Под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова прошло координационное совещание, посвященное результатам работы правоохранительных органов по противодействию коррупции, в том числе в рамках выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018.

В заседании приняли участие ответственные должностные лица Администрации Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, руководитель ФТС России В.Булавин, директор ФСИН России А.Калашников, директор ФССП России Д.Аристов, директор Росгвардии В.Золотов, директор Росфинмониторинга Ю.Чиханчин, первый заместитель министра внутренних дел РФ А.Горовой, представители ФСБ России, СК России, прокуроры ряда субъектов Российской Федерации и др.

***

Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов в своем вступительном слове отметил, что реализация поручений Нацплана в целом оказала позитивное влияние на результаты работы правоохранительных органов по борьбе с коррупционными проявлениями.

«Разрушен миф о недосягаемости для правосудия причастных к коррупции высокопоставленных чиновников федерального и регионального уровней. Привлечение их к уголовной ответственности уже далеко не редкость», – подчеркнул Генпрокурор.

Отметив признаки улучшения качества следственной работы, а именно – сокращение в текущем году числа уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования, а равно судом для устранения препятствий к их рассмотрению, Генеральный прокурор рассказал и о нерешенных проблемах.

«Не изжита практика позднего выявления преступлений, что затрудняет установление всех обстоятельств преступных деяний, приводит к утрате доказательств и, как следствие, прекращению уголовных дел по реабилитирующим основаниям, созданию благоприятных условий для легализации преступных доходов», – заявил Игорь Краснов.

Не в полной мере используются возможности по обнаружению, изъятию и обращению в казну незаконно нажитого имущества коррупционеров, в том числе выведенных за рубеж активов. В 2019 г. размер арестованного и изъятого имущества уменьшился почти вдвое, в текущем году ситуация меняется, однако темпы недостаточны. Требует усиления исковая работа прокуроров по делам и материалам указанной категории.

Службе судебных приставов никак не удается достичь приемлемого уровня исполнения судебных решений. Взыскиваемость по ним в целом остается невысокой, а штрафов по приговорам за коррупционные преступления и вовсе не превышает 2%.

В ходе заседания Генпрокурор России обозначил и другие проблемы, связанные с расследованием преступлений о мелком взяточничестве, назначением коррупционерам судебного штрафа и др.

Отмечено, что в 2019 г. – первом полугодии 2020 г. при координирующей роли Генеральной прокуратуры Российской Федерации правоохранительными органами усилена работа по пресечению коррупционных деяний, привлечению к ответственности виновных лиц, предотвращению ущерба от коррупции и ее профилактике. Удалось добиться сосредоточения усилий правоохранителей на выявлении наиболее серьезного проявления коррупции – получении взяток.

Подводя итоги заседания, Генпрокурор России подчеркнул, что проблем в рассматриваемой сфере еще много. При этом он более подробно остановился на тех из них, которые требуют законодательного закрепления. Так, Игорь Краснов поддержал предложение проработать вопрос о наделении следователей полномочиями по неотложному аресту имущества коррупционеров, не только подлежащего конфискации, но и для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа и иных имущественных взысканий. При этом, как сообщил глава надзорного ведомства, следует «предусмотреть также возможность ареста имущества, которое хотя и не было получено в результате преступной деятельности, но отчуждено третьим лицам с целью его сокрытия и уклонения от возмещения ущерба».

Также Игорь Краснов напомнил о том, что в Генеральной прокуратуре Российской Федерации подготовлен законопроект, предусматривающий, в том числе, установление в качестве дополнительных квалифицирующих признаков мелкого взяточничества его организованные формы; получение такой взятки, сопряженное с вымогательством.

Кроме того, Генеральный прокурор Российской Федерации заострил внимание на следующей проблеме: «Освобождение коррупционеров, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, от наказания с назначением им судебного штрафа не влечет для них судимости, не образует рецидива, что в дальнейшем дает возможность таким лицам претендовать на должности государственной и муниципальной службы». Он подчеркнул: «Считаю важным проанализировать данную ситуацию, по ее результатам проработать вопрос о внесении изменений в законодательство, ограничивающих применение данной меры уголовно-правового характера для коррупционеров».

Также Генпрокурор отметил, что выявляются факты направления в суд дел с ходатайством о применении судебного штрафа при отсутствии доказательств, с заниженной квалификацией содеянного и другими грубыми нарушениями закона.

В заключение Игорь Краснов сказал: «Считаю важным отметить, что всем нам необходимо усиливать работу по противодействию проявлениям коррупции в собственных рядах».

***

В целях повышения результативности работы в области противодействия коррупции координационное совещание руководителей правоохранительных органов, в частности, постановило:

- совершенствовать деятельность по выявлению преступлений, связанных с распоряжением государственным и муниципальным имуществом, расходованием бюджетных средств, закупкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд;

- обратить особое внимание на факты аффилированности должностных лиц с хозяйствующими субъектами, оказание им преференций в ущерб законным интересам общества и государства, принятие управленческих решений в условиях конфликта интересов;

- с привлечением контрольных (надзорных) органов реализовать мероприятия по пресечению коррупционных проявлений, связанных с хищением бюджетных средств, выделенных для социально-экономической поддержки граждан и бизнеса, в сферах здравоохранения и образования, наиболее подверженных коррупции в условиях пандемии, а также средств, направленных на противодействие распространению коронавирусной инфекции;

- продолжить мероприятия по предупреждению и выявлению нарушений при реализации приоритетных национальных и крупных инфраструктурных проектов;

- считать приоритетным направлением в работе возмещение ущерба от коррупционных преступлений, особенно совершенных в крупном и особо крупном размере;

- сосредоточить усилия на обнаружении местонахождения и последующем аресте преступных доходов, а также имущества, на которое может быть обращено взыскание, в том числе оформленного на иных собственников, находящегося за границей;

- осуществить комплекс согласованных мер, направленных на повышение эффективности работы по возврату из-за рубежа активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

- проработать вопрос о целесообразности введения нового вида производства – «расследования в отношении активов», позволяющего принимать меры по обеспечению обращения в доход государства имущества коррупционеров и возмещения за счет его ущерба после вынесения судом приговора, а также конфисковать преступные активы в случаях, когда осуждение лица невозможно;

- активизировать работу по взысканию штрафов по делам о коррупционных преступлениях и правонарушениях;

- провести оценку коррупционных рисков в сфере закупок для государственных (муниципальных нужд), выявить угрозы и уязвимости, требующие повышенного внимания правоохранительных органов (внедрение риск-ориентированного подхода при выявлении коррупционных преступлений при совершении закупочной деятельности).

09 декабря 2020, 12:17

Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов поздравил победителей Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!»

Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов поздравил победителей Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!»:

«Искоренение коррупции является актуальной задачей для всех государств. Для ее решения важно понимать социально-правовой характер коррупции, требующей комплексного подхода с участием не только государственных органов, но и общественности.

Одним из удачных начинаний в этой сфере стало учреждение ежегодного Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!», который проводится с 2018 года и приобрел мировой масштаб.

О старте Конкурса-2020 анонсировалось Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 8-й сессии Конференции государств – участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в г. Абу-Даби, ОАЭ.

Основной целью мероприятия является привлечение широкого внимания общественности к вопросам профилактики коррупции, развитие нетерпимого отношения к ее проявлениям, воспитание в молодом поколении стремления жить в обществе, свободном от нее.

Стало традиционным подводить итоги конкурса 9 декабря – в Международный день борьбы с коррупцией.

В этом году в нем приняли участие молодые люди из Австралии, Азербайджана, Беларуси, Боснии и Герцеговины, Индии, Казахстана, Канады, Молдовы, Мьянмы, Непала, Южной Африки, Японии и, конечно же, России. На конкурс поступило почти 5 тыс. работ в виде плакатов и видеороликов.

Убежден, что такого рода мероприятия, с одной стороны, позволяют вовлечь молодежь в проблематику противодействия коррупции, дают толчок развитию антикоррупционного правосознания, с другой – позволяют увидеть, что беспокоит в этом плане молодое поколение, как они смотрят на решение этой проблемы, что предлагают.

Полагаю, что это служит отличным ориентиром для дальнейшего формирования государственной антикоррупционной политики.

Поздравляю финалистов конкурса с заслуженной победой. Пусть этот успех вселяет в вас веру в свой талант, уверенность в силах для достижения новых самых смелых целей в жизни.

Отмечу также, что талантливых работ на конкурсе было очень много. Не все из них смогли стать победителями, но каждый участник продемонстрировал свою гражданскую позицию, неравнодушие и стремление менять жизнь к лучшему.

Желаю всем участникам сохранять проявленные качества и приверженность высоким нравственным идеалам!».

***

В этом году победители и призеры конкурса определялись на основе результатов онлайн-голосования:

· в номинации «Лучший плакат»

I место заняла работа 19-летнего студента «Stella Maris College» Khushi Arun Kumar «Together Against Corruption!» (Индия, г. Ченнаи);

II место разделили работы: 14-летнего школьника из Мьянмы Eint Myet Chayl «Together Against Corruption!» (Мьянма, г. Янгон) и 34-летнего детского педагога-психолога Елены Арнаутовой «Только вместе мы можем победить коррупцию!» (Россия, г. Сочи);

III место разделили работы: 34-летнего Khulekani Tanjekwayo «Together Against Corruption!» (Южная Африка, г. Дурбан) и 24-летнего преподавателя Меруерт Ермекбаевой «Жизнь без коррупции» (Казахстан, г. Павлодар).

· в номинации «Лучший видеоролик»

I место заняла работа представителя общероссийского общественного фонда содействия патриотическому воспитанию граждан «Служу России» 26-летней Екатерины Бурдаковой «Коррупция и коронавирус: много общего» (Россия, г. Москва);

II место – видеоролик 20-летнего студента Белгородского государственного национального исследовательского университета Николая Гребенкина «Коррупция убьет твое будущее – не становись марионеткой в руках коррупции» (Россия, г. Белгород);

III место – работа 21-летнего студента Бакинского государственного университета Tamerlana Jafarova «Say NO to corruption» (Азербайджан, г. Баку).

Финалисты международного конкурса награждены почетными медалями, сувенирами и ценными подарками.

09 декабря 2020, 09:00

Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова «Российской газете»

В канун Международного дня борьбы с коррупцией Генеральный прокурор России Игорь Краснов рассказал в интервью "Российской газете" о противодействии этому злу, а также бытовых взятках, откатах во время госконтрактов, вороватых чиновниках и спрятанных биткоинах.

Игорь Викторович, вся страна в ноябре увидела Генпрокурора на заседании в Совете Федерации. Ваше появление, похоже, было неожиданным для сенаторов. Тем не менее вы были настолько убедительны, что они проголосовали единогласно, дав согласие на привлечение Михаила Меня в качестве обвиняемого по уголовному делу. То есть прокуратуре хватает полномочий для борьбы с коррупционерами, в том числе в погонах и из высших эшелонов власти?

Игорь Краснов: Полномочий у прокуратуры вполне достаточно для эффективного решения поставленных задач.

Если говорить о Мене, то в случае, когда вопрос касается так называемого спецсубъекта, закон предоставляет нам полномочия, к примеру, обратиться в Совет Федерации. Так и произошло 18 ноября, когда по внесенному мною представлению сенаторы единогласно дали согласие на привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу. Напомню, это дело о хищении 700 млн рублей из бюджета Ивановской области в 2011 году, когда Мень занимал пост губернатора и одновременно председателя правительства этой области.

Ну а отмечая в целом, скажу, что прокуроры только за 9 месяцев этого года выявили около 190 тысяч нарушений антикоррупционного законодательства. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования свыше 47 тысяч лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, еще порядка 6 тысяч лиц (включая юридических) - к административной. По материалам прокурорских проверок возбуждено почти 2,5 тысячи уголовных дел.

Отдельно упомяну, что по инициативе прокуроров в связи с выявленными нарушениями более 350 лиц уволены в связи с утратой доверия. Среди них есть и представители правоохранительных органов, и руководители высокого уровня. Например, в связи с утратой доверия уволены по актам реагирования прокуратур Республики Калмыкия и Пензенской области заместитель министра и министр сельского хозяйства этих регионов, а по актам реагирования прокуратуры Саратовской области - заместитель министра транспорта области.

Надо понимать еще то, что прокуроры являются хотя и центральным, но далеко не единственным субъектом противодействия коррупционным проявлениям.

Система противодействия коррупции многогранна. В ней задействовано огромное число участников. В этой сложной иерархии прокуратура выступает и как координатор антикоррупционной деятельности, надзорный орган, следящий за точной реализацией антикоррупционного законодательства, и как орган, непосредственно выявляющий и пресекающий коррупционные проявления. Ну и, конечно, здесь я не могу не указать на свою бескомпромиссную позицию, когда речь заходит о фактах коррупции в прокурорских рядах. Неприкасаемых здесь нет и быть не может. В подобных случаях правовые и кадровые решения принимаются мною оперативно и жестко.

Заначка в облаках

Со следующего года госслужащие должны будут декларировать не только свои обычные доходы, но и то, что у них накоплено в биткоинах и других виртуальных валютах. Как прокуроры будут отслеживать спрятанные виртуальные накопления?

Игорь Краснов: Начать хочу с того, что Россия стоит в ряду первых государств, где законодательно урегулированы вопросы, связанные с выпуском, учетом и обращением финансовых активов и цифровой валюты. И сделано это было при активном участии Генеральной прокуратуры.

Новая процедура проверки имущественного состояния должностных лиц будет запущена с началом действия закона о цифровых активах и криптовалюте, положения которого вступают в силу с началом нового года и вводят в российское правовое поле названные объекты прав, создаваемые с использованием цифровых технологий. Соответственно, появляется новый вид денежных требований, которые, хотя и не являются денежной единицей Российской Федерации, представляют (в силу вовлеченности в гражданский оборот) определенную ценность и могут рассматриваться как объект имущественных прав. Следовательно, они должны отражаться в справке о доходах госслужащего. Логично, что в целях противодействия коррупции законодателем в акты, регулирующие подотчетность, внесены корреспондирующие изменения, а обозначенные права признаны имуществом.

Виртуальная валюта, как и традиционная - денежная - может быть выведена "в тень". В этом смысле разницы в трудностях поиска "серой" наличности и, как вы выразились, спрятанных биткоинов в целом не усматривается - и то, и другое не зарегистрировано через нормативные инструменты, позволяющие отслеживать законность источника средств. В связи с этим поиски ведутся преимущественно с использованием возможностей оперативных служб и органов финансовой разведки.

Есть и нюанс, который будет иметь важное значение для желающих скрыть доходы в виртуальном мире. Требования обладателей цифровой валюты подлежат судебной защите только при условии информирования о наличии таковой и соответствия совершенных сделок с ней российскому законодательству о налогах и сборах.

Счет - на миллиарды

Можно ли оценить общий ущерб от коррупции за год?

Игорь Краснов: Прежде всего, мне хотелось бы подчеркнуть, что коррупционные деяния отличаются повышенной латентностью, так как обычно они выгодны всем их участникам. Этим во многом обусловлена и относительная сложность их выявления. Поэтому точную сумму установить весьма непросто.

Для понимания уровня видимого ущерба, попавшего в поле нашего зрения, назову сумму по уголовным делам, которая за 9 месяцев этого года составляет 45,4 млрд рублей. Для сравнения, по итогам 2019 года - эта сумма была в размере около 55,1 млрд рублей, что составило 8,8 процента от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений в стране.

При этом надо иметь в виду и то, что не весь ущерб взыскивается в уголовном судопроизводстве. В рамках гражданского и арбитражного судопроизводства прокурорами предъявлено исков на сумму более 6,6 млрд рублей - и это по состоянию только на октябрь 2020 года. К слову, данный показатель значительно вырос по сравнению с прошлым годом, когда за аналогичный период он составлял 2,8 млрд рублей.

И все-таки, уровень коррупции в стране растет или, наоборот, падает?

Игорь Краснов: Говоря о выявленных коррупционных преступлениях, отмечу, что на протяжении последних лет их число практически не меняется и колеблется в пределах тридцати тысяч. Вот и на 1 октября текущего года показатель был зафиксирован на отметке 26 311 преступлений, что говорит о примерно сохраняющемся уровне коррупционной преступности. Вместе с тем с учетом высокой латентности названного вида правонарушений приведенные цифры больше свидетельствуют о том, насколько активно органы правоохраны противостоят взяточничеству, злоупотреблениям должностными полномочиями, мошенничеству госслужащих и так далее.

И вот здесь я бы сказал, что наша задача состоит в том, чтобы не столько ужесточить ответственность, сколько укоренить в сознании коррупционеров мысль о ее неотвратимости.

Чиновник под колпаком

Еще одна коррупционноемкая тема - доходы и расходы чиновников, и, судя по всему, прокуроры имеют тут полный карт-бланш, как говорится, "копать по полной".

Игорь Краснов: Применительно к органам прокуратуры отмечу, что наделение их полномочиями по осуществлению контроля за расходами в отношении должностных лиц является современным трендом развития законодательства о противодействии коррупции, что еще раз подчеркивает нашу координирующую роль в борьбе с этим злом.

Работа органов прокуратуры по контролю за доходами и расходами ведется интенсивно и бескомпромиссно. На конец третьего квартала 2020 года в этой сфере выявлено почти 1,4 тысячи нарушений закона, принесено свыше 400 протестов на незаконные правовые акты и примерно столько же представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено более 200 должностных лиц.

И, конечно, один из ключевых для нас моментов - реальное взыскание нетрудовых доходов, которое наиболее эффективно приземляет нерадивых чиновников.

Это миллионы, десятки миллионов или сотни миллионов рублей?

Игорь Краснов: Десятки, только не миллионов, а миллиардов рублей. За 9 месяцев этого года нами инициировано 260 процедур контроля за расходами, получено 25 материалов для обращения в суд, по итогам рассмотрения которых в суды направлено 40 исков на сумму почти 39 млрд рублей. К концу отчетного периода судами уже было удовлетворено 21 заявление прокуроров на сумму 3,2 млрд рублей. И суды продолжают удовлетворять требования прокуроров в этой сфере.

Как пример, 18 ноября судом в полном объеме удовлетворено исковое заявление Генпрокуратуры об обращении в доход государства имущества бывшего главы Республики Марий Эл Леонида Маркелова и подконтрольной ему организации. Речь идет о строящемся в Йошкар-Оле здании игрового развлекательного центра площадью более 17 тысяч кв. м, стоимостью свыше 111 млн рублей. В отношении этого имущества не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Ранее решениями судов в полном объеме были также удовлетворены иски Генпрокуратуры к Маркелову и 12 соответчикам о взыскании в государственную казну имущества стоимостью 2,7 млрд рублей, приобретенного в нарушение антикоррупционного законодательства.

В ноябре вступило в законную силу решение суда, в соответствии с которым удовлетворен иск прокурора Республики Башкортостан об обращении в доход государства имущества бывшего депутата муниципального уровня - дорогостоящего автомобиля и трех квартир в элитных домах Уфы на общую сумму более 18 млн рублей. При этом у представителя власти отсутствовали достаточные для приобретения указанного имущества доходы.

Я привожу вам отдельные примеры, которых немало, и мы однозначно будем наращивать темпы работы по исполнению требований антикоррупционного законодательства.

Все вернуть до копейки

В этом году суды по искам Генпрокуратуры взыскали рекордные суммы возмещения ущерба с бывших чиновников-коррупционеров. Но все ли эти миллионы и миллиарды реально удается вернуть в казну?

Игорь Краснов: Вы задаете очень правильный вопрос. Действительно, существует большой разрыв между суммой удовлетворенных судами исков прокуроров и средствами, реально поступающими в казну.

На это мной было обращено внимание практически с самого начала работы в должности Генерального прокурора.

Только за последние полтора года прокурорами в целях взыскания ущерба от коррупции в рамках уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства предъявлено более 2,7 тыс. исковых заявлений на общую сумму свыше 35 млрд рублей. Однако лишь треть этой суммы поступила в бюджет - 9,4 млрд рублей.

За совершение всех административных правонарушений коррупционной направленности в этот же период наложено штрафов на общую сумму 1,2 млрд рублей, из которых взыскана только половина - 639 млн рублей.

Именно поэтому в июле текущего года на коллегии Генпрокуратуры мною перед прокурорами поставлена четкая задача добиваться своевременного и полного возмещения ущерба, причиненного актами коррупции. Усилия должны быть сосредоточены на максимально действенном надзоре за соблюдением судебными приставами-исполнителями законодательства при исполнении соответствующих судебных решений.

Да и вообще - в целом - достижение существенных результатов видится в комплексном подходе, в планомерной слаженной работе различных органов.

В этой связи моим распоряжением в Генеральной прокуратуре создана рабочая группа по обеспечению исполнения судебных решений о денежных и имущественных взысканиях, связанных с актами коррупции.

Помимо этого, вопросы возмещения ущерба от коррупционных преступлений, обеспечения реального поступления в бюджет присуждаемых судом сумм по искам, штрафов по административным правонарушениям и преступлениям - вынесены на обсуждение на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов, в том числе в рамках выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Итоговые документы совещания ориентируют не только прокуроров, но и оперативно-следственные подразделения правоохранительных органов на достижение конкретных результатов в этой сфере. Спрос за реализацию этих поручений начнется уже в следующем году.

А как обстоят дела с возвращением преступных коррупционных доходов из-за границы?

Игорь Краснов: К настоящему моменту по российским запросам наложены ограничительные меры на денежные средства, находящиеся на счетах в иностранных кредитных организациях, на сумму более 350 млн долларов США. Арестовано 18 объектов недвижимости. Работа по обнаружению и блокировке такого имущества проводится достаточно интенсивно. Только в первом полугодии в иностранные государства направлено 65 соответствующих запросов о правовой помощи.

Но наша основная цель, безусловно, добиваться реального возврата похищенных активов в Россию. Именно поэтому в текущем году этой работе придан дополнительный импульс. В августе мною подписано указание, в котором детально регламентирован алгоритм действий органов прокуратуры по возврату в страну имущества преступного происхождения. Кроме того, создана профильная межведомственная рабочая группа. Она займется координацией работы федеральных государственных органов в этой сфере, формированием единой позиции по конкретным делам, сбором аналитики, включая изучение иностранного опыта.

Однако трудности для взыскания выведенных активов не могут быть преодолены исключительно нашими внутригосударственными усилиями. Именно поэтому огромная работа ведется на уровне международных организаций, поскольку проблема противодействия преступным капиталам давно приобрела транснациональный характер.

Не останавливается и работа по уголовным делам о хищениях и отмывании преступных доходов. В частности, в настоящее время Генпрокуратура осуществляет взаимодействие с компетентными органами Швейцарии, Франции и других государств в целях исполнения запросов о конфискации активов, ранее арестованных на их территории по нашим запросам.

Кто дал, тот и попался

Если вернуться к нашим сугубо внутренним делам, то вот, например, взятки у нас сейчас больше стали брать или, наоборот, давать? И насколько они выросли?

Игорь Краснов: Фактов получения взяток в этом - как, собственно, и в прошлом году - регистрируется больше, чем случаев, когда к ответственности привлекается взяткодатель. За прошедшие 9 месяцев этого года выявлено почти 3,5 тысячи преступлений о получении взяток и около 3 тысяч - о даче взяток.

Иная ситуация складывается по мелкому взяточничеству. Количество выявленных фактов дачи таких взяток в этом году незначительно увеличилось, составив почти 2,8 тысячи. Эта цифра в два раза превышает число фактов получения мелких взяток, которые сократились до 1,4 тысячи.

Мы пытаемся поддерживать баланс в распределении работы по выявлению этих преступлений, чтобы в фокусе внимания правоохранителей находились в первую очередь получатели взяток, особенно когда их посягательства сопряжены с вымогательством и нарушением прав граждан. Вместе с тем нельзя недооценивать и среду, подпитывающую взяткополучателей, образуемую так называемыми "просящими порешать вопросы".

Как вы считаете, насколько возможно уйти от так называемого бытового взяточничества или это уже у народа в крови?

Игорь Краснов: Начну с того, что я бы ни в коем случае не вешал подобные ярлыки на россиян.

Ну и, говоря предметно, подчеркну: необходимо продолжать реализацию комплекса мер по ликвидации причин и условий, способствующих бытовой коррупции. Это, прежде всего, повышение уровня жизни населения, на чем и сосредоточено сейчас государство. Кроме того, речь идет и об активном внедрении современных технологий при общении граждан и государства - например, электронные госуслуги, которые максимально сокращают необходимость личного общения и соответственно уменьшают наличие коррупциогенных факторов.

Свою лепту в этот процесс вносят и прокуроры, которые осуществляют антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Казалось бы, причем тут антикоррупционная экспертиза и обычные граждане, которые о ней даже представления не имеют?

Игорь Краснов: На самом деле работа эта очень важна. Она позволяет выявлять в правовой базе коррупциогенные факторы, способствующие воспроизводству коррупционных проявлений. Подобные факторы могут выражаться в отсутствии сроков рассмотрения соответствующих вопросов, четких исчерпывающих критериев для принятия решений, недостаточной регламентации процедуры их принятия, определения компетенции чиновников с использованием формулировок "может", "вправе" и так далее.

Чтобы представить объемы этой деятельности, приведу некоторые цифры. За неполный 2020 год прокурорами изучено более 1,3 млн нормативных правовых актов и их проектов, в которых выявлено свыше 70 тысяч коррупциогенных факторов.

Требуются ли сегодня еще какие-то изменения в законодательстве для усиления борьбы с коррупцией?

Игорь Краснов: Антикоррупционное законодательство очень подвижно и постоянно подстраивается под современный контекст. Как известно, каждое действие рождает противодействие, и мы не должны отставать в реагировании на новые вызовы. С момента принятия закона "О противодействии коррупции" в конце 2008 года его нормы увеличились в три раза, внесено более 50 различных правок, появились новые федеральные законы, сформировавшие целые правовые институты, направленные на борьбу с коррупцией.

Подчеркну, что нуждаются в доработке такие направления, как отношения представителей органов власти с третьими лицами, защита заявителей от коррупции.

Но в целом необходимые инструменты имеются. Достаточно их обточить. И, конечно, многое зависит не только от законов, но и от того, насколько добросовестно они исполняются.

Секреты госзакупок

Как бороться с откатами во время заключения госконтрактов? Ведь, как правило, об этом не сообщают ни те, кто их берет, ни те, кто дает.

Игорь Краснов: Как показывает мировой опыт, сфера государственных и муниципальных закупок во всех странах подвержена коррупционным проявлениям.

В России реализуется целый комплекс мер, направленных на противодействие так называемым откатам, да и вообще на профилактику и борьбу с коррупцией в этой сфере.

Начнем с того, что расширяется область проведения электронных торгов, сводящая к минимуму возможности для коррупционных проявлений, повышается прозрачность процесса заключения и исполнения контрактов. Активизирована работа правоохранительных и контролирующих органов в этой сфере.

Только в первом полугодии 2020 года правоохранительными органами выявлено более 350 преступлений коррупционной направленности, связанных с подкупом должностных лиц при осуществлении ими полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из них около 240 фактов взяточничества. Заметную долю преступлений составляют факты коммерческого подкупа (статьи 204, 204.1, 204.2 УК РФ), выявлено почти 100 таких деяний.

За 9 месяцев 2020 года прокурорами в ходе осуществления проверок в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд выявлено свыше 6 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено почти 1 тысяча лиц, к административной ответственности - около 340 лиц. В суды направлено свыше 100 исков и заявлений на общую сумму более 200 млн рублей. По материалам прокурорских проверок возбуждено более 200 уголовных дел.

Схемы, которые используют коррупционеры, у всех примерно одинаковые?

Игорь Краснов: Наиболее часто встречающимися нарушениями являются аффилированность участников закупки, принятие заказчиками фактически невыполненных или ненадлежащим образом выполненных работ, случаи завышения стоимости контрактов либо занижения стоимости продукции.

Например, нашими проверками, проведенными совместно с ФСБ России и МВД России при содействии Минобороны России, выявлена преступная группа, в которую входили должностные лица оборонного ведомства и некоторых подведомственных организаций, организовавшие в корыстных целях с 2013 по 2019 год незаконные рубки леса и продажу полученной древесины по значительно заниженной стоимости.

Чтобы придать видимость законности противоправным действиям, были подготовлены фиктивные акты лесопатологических обследований о якобы массовом повреждении и гибели лесных насаждений и необходимости в этой связи проведения сплошной санитарной вырубки леса. В результате неправомерно осуществлены рубки с нанесением ущерба в размере около 3 млрд рублей. Полученная древесина продана по заниженной цене ряду аффилированных между собой коммерческих организаций.

По материалам проверок возбуждены уголовные дела по части 3 статьи 285 УК РФ. 19 ноября этого года по данному делу арестован заместитель председателя правительства Московской области - министр экологии и природопользования области Дмитрий Куракин, который в период совершения преступлений занимал должность директора Департамента имущественных отношений Минобороны России.

Ключевой вопрос

Как разорвать порочный круг, когда правоохранители и всевозможные контролеры приходят к бизнесменам и предлагают "решение проблем", которые сами же и создают бизнесу? В итоге предприниматель либо банкротится, либо садится в тюрьму, либо сам становится субъектом коррупционных отношений.

Игорь Краснов: Для решения этой проблемы необходим комплексный подход. И, прежде всего, важен конструктивный диалог с предпринимательским сообществом, чтобы отслеживать проблемы его взаимодействия с контрольно-надзорными и правоохранительными органами.

С этой целью Генеральной прокуратурой осуществляется мониторинг нарушений прав предпринимателей со стороны упомянутых ведомств, вырабатываются предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Делается это непосредственно во взаимодействии с контрольно-надзорными и правоохранительными органами, а также с использованием возможностей автономной некоммерческой организации "Платформа для работы с обращениями предпринимателей".

Кроме того, нуждается в совершенствовании уголовно-процессуальное и уголовное законодательство Российской Федерации.

Относительно недавно в уголовно-процессуальное законодательство внедрены и действуют гарантии защиты прав предпринимателей при осуществлении уголовного преследования. Речь идет о запрете необоснованного применения мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе - о запрете на необоснованное изъятие электронных носителей информации.

Нуждается, на наш взгляд, в совершенствовании и уголовная ответственность за препятствование законной предпринимательской или иной деятельности, установленная статьей 169 Уголовного кодекса РФ. В настоящее время преступления, предусмотренные этой нормой, относятся к категории небольшой тяжести, и за их совершение предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Это явно не соответствует степени общественной опасности преступлений, связанных с посягательствами контрольно-надзорных и правоохранительных органов на конституционные гарантии осуществления предпринимательской деятельности.

Указанную статью необходимо привести в соответствие с современными тенденциями, отразить в ней специфику деяний, связанных с характерными злоупотреблениями в отношении предпринимателей, - необоснованным изъятием, уничтожением или повреждением имущества. Максимальный срок лишения свободы необходимо повысить и отнести соответствующие преступления к категории тяжких.

Соответствующие предложения были подготовлены Генеральной прокуратурой по согласованию с заинтересованными органами в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Работа над их дальнейшим продвижением продолжается.

Прививка от коррупции

Игорь Викторович, в обществе уже давно созрел запрос на возвращение конфискации имущества вороватых чиновников. Как вы относитесь к этому механизму, действовавшему в советское время?

Игорь Краснов: Совершенствование института конфискации - один из самых дискуссионных вопросов в уголовном праве, поэтому точка в этом вопросе не поставлена. Генеральная прокуратура, имея непосредственное отношение к нормотворчеству, участвует в подобных обсуждениях.

Необходимость восстановления института конфискации в полном объеме неоднократно фигурировала в числе предложений по усилению мер борьбы с коррупцией. Ведь наказание в виде конфискации применялось в соответствии с первой редакцией УК РФ от 13.06.1996, однако в 2003 году конфискация была исключена из видов наказания, определявшегося как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

Сейчас соответствующими нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 104.1) закреплена возможность конфискации имущества, в том числе денег, ценностей и иного, полученных в результате совершения таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и получение взятки (статья 290 УК РФ).

При этом нельзя однозначно назвать эффективным усиление лишь карательных мер уголовно-правовой репрессии в отношении коррупционеров.

То есть угроза сурового наказания и полной конфискации может и не остановить коррупционера?

Игорь Краснов: Опыт показывает, что результативность борьбы с преступностью определяется не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Наука уголовного права не называлась бы таковой, если бы все эффективные решения лежали исключительно в плоскости "педалирования" карательных мер. Всегда нужно сохранять баланс конституционных прав, а лавировать между степенью их приоритетности для законодателя весьма непросто. Зачастую трудно отграничить имущество осужденного от его близких родственников, есть мнимые и притворные сделки сокрытия имущества, разоблачение которых также проблематично в контексте норм цивилистики.

Не будем забывать, что в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, посвященными защите частной собственности, гражданское и уголовное законодательство РФ позволяют обратить в доход государства имущество лишь в тех случаях, если будет доказано, что оно приобретено в результате совершения преступления или является средством, орудием преступления. Следовательно, имущество, не выступавшее в указанном качестве, конфискации подлежать не может, что и установлено нормами главы 15.1 УК РФ. На этой основе сформулированы также нормы статьи 235 (основания прекращения права собственности) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Задачи изъятия неправедных доходов достаточно эффективно могут исполняться за счет механизмов контроля за расходами и доходами чиновников, о чем я говорил.

Несмотря на отсутствие конфискации как вида наказания, прокуроры активно внедряют механизмы так называемой гражданской конфискации. Эта система успешно работает.

И прокуроры в этом смысле довольно эффективно используют все предоставленные им полномочия, чтобы изымать имущество, нажитое коррупционным путем.

С примерами успешной работы в этом направлении неоднократно знакомила читателей в том числе и "Российская газета" - это изъятие в пользу государства имущества экс-министра Михаила Абызова на сумму более 32,5 млрд рублей, бывшего главы Марий Эл Леонида Маркелова на общую сумму почти 2,7 млрд рублей. И это только то, что на слуху у многих.

Кстати, только за 9 месяцев текущего года в целом по линии противодействия коррупции прокурорами направлено в суд более 3 тысяч исков на сумму более 41 млрд рублей.

Согласитесь, результаты использования прокурорами предоставленных полномочий в целях ликвидации последствий коррупционных деяний, возмещения причиняемого ими ущерба довольно убедительны.

Как вообще работает механизм по отслеживанию неправедно нажитого имущества чиновников?

Игорь Краснов: Госслужащие и другие должностные лица обязаны отчитываться о своих доходах и расходах, ежегодно представляя справку работодателю.

В смысле норм закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" предусмотренные им контрольные мероприятия начинаются с поступлением достаточной информации о приобретении чиновником имущества, превышающего по стоимости доходы за три последних года.

Такую информацию могут представить правоохранительные органы, различные органы власти и местного самоуправления, государственные фонды, иные публичные службы и ведомства. Сигнализировать о подозрительных сделках могут и общественные объединения, и, как вам известно, СМИ.

Впрочем, проверочные мероприятия могут быть инициированы и соответствующим подразделением кадровой службы органа или организации, в которое должностное лицо представляет сведения.

Проверка сведений о доходах и расходах проводится ответственными подразделениями по месту работы.

С 2018 года прокуратура наделена полномочиями осуществлять контроль за расходами и проводить соответствующие проверочные мероприятия в отношении работников, уволенных в ходе ранее проведенных проверок. Таким образом устранен пробел, когда увольнение проверяемого лица позволяло ему уходить от ответственности.

Набор проверочных средств универсален и описан в упомянутом выше законе. Полнота и достоверность сведений об имущественном положении устанавливается самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Проверяемое лицо может привлекаться для дачи пояснений по представленным им сведениям и материалам. Информация запрашивается и у других физических лиц, с их согласия ими также даются пояснения.

Если говорить о документальных и выверенных "уликах" недобросовестности госслужащего - это, прежде всего, официальные данные из кредитных организаций, органов, регистрирующих имущественные и иные права, и так далее.

Законом предусмотрено ограничение участия в закупках юридических лиц, уличенных в коррупции. Насколько эффективно работает эта норма?

Игорь Краснов: Актуальным направлением работы по предупреждению коррупционных проявлений в сфере закупок, в том числе "откатов", являются проверки соблюдения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Закон содержит запрет на участие в закупке юридического лица, которое в течение двух лет до подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности по статье 19.28 (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) КоАП РФ.

Наши проверки показывают, что отдельные юридические лица скрывают факты привлечения к такой ответственности, а заказчики нередко закрывают на это глаза.

В целях обеспечения действенной реализации данной нормы закона Генпрокуратурой в инициативном порядке ведется реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ. Он публикуется на нашем официальном сайте и всегда поддерживается в актуальном состоянии. А прокуроры ориентированы на использование содержащихся в нем сведений при проведении проверок в сфере закупок.

Если говорить о международном дне борьбы с коррупцией, который отмечается во всем мире 9 декабря. Есть ли реальная польза от участия России в международных институтах по борьбе с коррупцией и принятия всех рекомендаций того же ГРЕКО в условиях тотальных санкций западных партнеров в отношении российских чиновников, компаний и бизнесменов?

Игорь Краснов: Здесь важно сразу правильно расставить акценты. Российская Федерация взаимодействует с международными институтами не столько в связи с принятыми ими рекомендациями, а прежде всего потому, что является полноправным и добровольным участником основных международных договоров в сфере противодействия коррупции. Речь идет о Конвенции ООН против коррупции, а также таких значимых правовых инструментах, как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и некоторых других.

Россия на протяжении многих лет открыто демонстрирует всему мировому сообществу свою приверженность следовать базовым антикоррупционным стандартам, закрепленным в международном праве. Это делается, в первую очередь, в интересах страны и ее граждан, а не в угоду каким-либо международным организациям. Наша страна сама участвует в формировании таких стандартов и правоприменительной практики, активно распространяет на международных площадках собственный успешный опыт противодействия коррупции.

Надо отметить, что такие институты, как ООН, ГРЕКО или Рабочая группа ОЭСР по борьбе с иностранным взяточничеством, призваны выполнять роль гарантов соблюдения государствами-участниками антикоррупционных договоров, взятых на себя добровольно международных обязательств. При этом представители Генеральной прокуратуры активно участвуют в их работе, в том числе выступают членами оценочных миссий других государств и даже входят в высший исполнительный орган ГРЕКО.

То есть к нам все-таки прислушиваются?

Игорь Краснов: Подобный всесторонний подход позволяет на высоком профессиональном уровне отстаивать позиции страны при выполнении данных России рекомендаций, требовать исключения из них политически мотивированных положений, добиваться соблюдения суверенитета государства и сохранения его правовых традиций. В свою очередь, эти же рекомендации нередко выполняют роль катализатора для совершенствования национального законодательства и повышения эффективности антикоррупционной деятельности в целом.

А на что прежде всего вы ориентируете подчиненных в их работе по борьбе с коррупцией?

Игорь Краснов: Направлений в работе по противодействию коррупции - много, и все они важны. При этом справедливо в современных реалиях обеспечить социальную направленность надзорной деятельности в сферах образования, охраны здоровья граждан, регулирования градостроительной деятельности, реализации программ социально-экономического развития регионов. Это наиболее важные для граждан отрасли. Как раз здесь и формируется общее отношение людей к государственным институтам.

Кстати, об отношении людей. Очень важно развивать в обществе атмосферу неприятия коррупционных проявлений, воспитывать в молодом поколении стремление жить в обществе, свободном от коррупции.

Не думаю, что молодые люди интересуются официальными новостями о борьбе с коррупцией, а если и подчерпывают эти знания то, скорей, на оппозиционных ресурсах, которые, по их мнению, точно "за все хорошее, против всего плохого".

Игорь Краснов: Вот поэтому прокуроры и должны уделять больше внимания мероприятиям правового просвещения.

Генеральная прокуратура традиционно в декабре подводит итоги международного молодежного конкурса антикоррупционной социальной рекламы. В этом году в нем приняли участие молодые люди из Австралии, Азербайджана, Беларуси, Боснии и Герцеговины, Индии, Казахстана, Канады, Молдовы, Мьянмы, Непала, Южной Африки, Японии и конечно же России. На конкурс поступило почти 5 тыс. работ в виде плакатов и видеороликов.

Убежден, что такого рода мероприятия, с одной стороны, позволяют вовлечь молодежь в проблематику противодействия коррупции, дают толчок развитию антикоррупционного правосознания, с другой - позволяют увидеть, что беспокоит в этом плане молодое поколение, как они смотрят на решение этой проблемы, что предлагают.

Полагаю, что это служит отличным ориентиром для дальнейшего формирования государственной антикоррупционной политики.

Также добавлю, что эффективность борьбы с коррупцией, особенно в плане ее выявления, существенно выше, если в этом процессе участвует не только власть, но и гражданские институты. На мой взгляд, здесь важно принимать меры по расширению источников получения информации о коррупционных проявлениях.

А насколько гражданские институты и общественность вовлечены сегодня в борьбу коррупцией?

Игорь Краснов: На настоящий момент, к сожалению, вклад общественности в выявление коррупционных преступлений не столь значителен. Отчасти это происходит из-за того, что граждане зачастую не сообщают о конкретных фактах коррупции, так как чувствуют угрозу.

Поэтому в тематическом приказе Генеральной прокуратуры в числе приоритетных установок для прокуроров указывается, что при осуществлении прокурорского надзора первоочередными задачами им необходимо считать защиту лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов, оказание им бесплатной юридической помощи.

Для мотивирования к обмену информацией с гражданами на официальном сайте Генеральной прокуратуры на странице "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ" принимаются сообщения о фактах коррупции.

08 декабря 2020, 21:00

Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов принял участие в Международном форуме «Уроки Нюрнберга» в Музее Победы

Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов принял участие в Международном научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга», проходящем в Музее Победы на Поклонной горе. Масштабное мероприятие, приуроченное к 75-летию начала Нюрнбергского трибунала, является одним из ключевых событий Года памяти и славы.

Участников форума приветствовал Президент Российской Федерации Владимир Путин, обратившийся к ним в режиме видео-конференц-связи.

Спикерами мероприятия также выступили Председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, главный военный прокурор Итальянской Республики Марко де Паолис, Высший государственный представитель Чешской Республики Павел Земан, ответственный секретарь «Поискового движения России» Елена Цунаева и другие.

К работе форума присоединились члены профессиональных сообществ, исследователи, общественные организации, деятели культуры и образования, пресса. Участники представляют все субъекты Российской Федерации, а также 30 стран ближнего зарубежья, Европы, Юго-Восточной Азии, Америки. Учитывая действующие ограничения, большинство из них выступают в онлайн-формате.

Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов в своем выступлении, в частности, отметил:

«Сегодня ровно 75 лет с начала работы Международного Нюрнбергского военного трибунала. Но и по прошествии столь длительного периода данный исторический опыт не утратил своей уникальной ценности.

Соглашение о судебном преследовании главных нацистских преступников было заключено в результате совместной титанической работы всех сторон антигитлеровской коалиции.

Предметом особой профессиональной гордости для нас стала работа на Нюрнбергском процессе команды государственных обвинителей от советской стороны, которые выполнили свою задачу на высочайшем уровне с соблюдением всех международных норм.

Сильная и убедительная речь на трибунале Главного обвинителя от СССР Романа Андреевича Руденко была услышана во всех государствах на планете и оказала огромное влияние на оценку этих событий.

Приговор трибунала содержит бесспорное подтверждение факта массового истребления населения Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов нацистами и их пособниками.

Однако в последнее время наблюдается тенденция, когда отдельные политические силы стремятся пересмотреть результаты Второй мировой войны, подвергают вольной интерпретации имеющиеся исторические факты, а нередко откровенно фальсифицируют события с целью преуменьшить заслуги Советского Союза в разгроме фашистской Германии. Предпринимаются попытки героизации нацизма, выносятся различного рода заявления и резолюции, в которых вместо однозначного осуждения фашистов и их приспешников, геноцида народов, говорится о неких «преступлениях тоталитарных режимов».

Россия всецело заинтересована в незыблемости принципов Нюрнбергского трибунала, заложивших основы развития международного гуманитарного, уголовного права и правосудия на многие годы вперед.

Сегодня в рамках реализуемого в стране проекта «Без срока давности» Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с другими правоохранительными ведомствами принимаются меры по установлению обстоятельств вновь выявленных преступлений нацистов против мирных жителей.

В ходе этой работы отобраны и рассекречены архивные материалы о преступлениях участников нацистских карательных отрядов на территориях республик Карелия и Крым, Краснодарского края, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Ростовской областей.

По выявленным фактам возбуждено шесть уголовных дел. Генеральная прокуратура осуществляет надзор за их расследованием.

В то же время наряду с осуществлением уголовного преследования нами приняты меры в рамках гражданского судопроизводства для разрешения вопроса об установлении юридического факта и признании этих злодеяний военными преступлениями против человечества, геноцидом советского народа.

Первое такое решение в российском судопроизводстве вынесено по иску прокурора в октябре 2020 года. Жесточайшая расправа фашистов над мирными жителями и военнопленными в 1942-1943 годах у деревни Жестяная Горка Новгородской области, в результате которой всего было убито свыше 
2-х с половиной тысяч человек, признана военным преступлением и преступлением против человечества как они определены в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала и подтверждены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 1946 года, а также геноцидом народов Советского Союза.

В целом же для установления всех преступлений немецко-фашистских захватчиков организовано изучение и рассекречивание архивных фондов еще в 22 субъектах Российской Федерации.

Наша задача – сохранить историческую память о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. В России имеется достаточно широкая нормативная база, составляющая правовую основу борьбы с проявлениями нацизма, однако реалии сегодняшнего дня требуют ее совершенствования.

Необходимо законодательное регулирование вопросов увековечения памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны.

Требуется внесение изменений в принятый еще 25 лет назад Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», направленных на законодательное установление незыблемости принципов международного права, признанных Уставом Нюрнбергского международного военного трибунала, закрепления таких понятий как «нацизм», «фашизм», «геноцид народов Советского Союза». Дополнить его положениями о запрете реабилитации и пропаганды нацизма, об обеспечении защиты исторической правды, противодействии фальсификации фактов истории. Как это уже частично предусмотрено уголовным законодательством.

Еще один важный момент. В некоторых регионах уже существует такое понятие, как дети войны, и проекты успешно реализуются. Вместе с тем на федеральном уровне проект «О детях войны» рассматривается законодателями уже несколько лет (с 2014 г.). Полагаю, что работу по его принятию необходимо завершать.

На мой взгляд подобные законодательные инициативы будут иметь важное политическое значение на международном уровне для сохранения исторической памяти и противодействия фальсификации фактов о деятельности Советского Союза в годы Второй мировой войны».

20 ноября 2020, 14:13


Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению»

Архив

Видео

Вторая отчетно-выборная конференция Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры

Архив новостей

Все новости
  • Новости
  • Мероприятия и встречи
  • Новости Международного сотрудничества
  • События
Все подразделения
  • Генеральная прокуратура
  • Все прокуратуры субъектов федерации и ФО
  • Центральный федеральный округ
  •     Белгородская область
  •     Брянская область
  •     Владимирская область
  •     Воронежская область
  •     Ивановская область
  •     Калужская область
  •     Костромская область
  •     Курская область
  •     Липецкая область
  •     Московская область
  •     Орловская область
  •     Рязанская область
  •     Смоленская область
  •     Тамбовская область
  •     Тверская область
  •     Тульская область
  •     Ярославская область
  •     г. Москва
  • Северо-Западный федеральный округ
  •     Республика Карелия
  •     Республика Коми
  •     Архангельская область
  •     Вологодская область
  •     Калининградская область
  •     Ленинградская область
  •     Мурманская область
  •     Новгородская область
  •     Псковская область
  •     г. Санкт-Петербург
  •     Ненецкий автономный округ
  • Южный федеральный округ
  •     Республика Адыгея (Адыгея)
  •     Республика Калмыкия
  •     Краснодарский край
  •     Астраханская область
  •     Волгоградская область
  •     Ростовская область
  •     г. Севастополь
  •     Республика Крым
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  •     Республика Дагестан
  •     Республика Ингушетия
  •     Кабардино-Балкарская Республика
  •     Карачаево-Черкесская Республика
  •     Республика Северная Осетия - Алания
  •     Чеченская Республика
  •     Ставропольский край
  • Приволжский федеральный округ
  •     Республика Башкортостан
  •     Республика Марий Эл
  •     Республика Мордовия
  •     Республика Татарстан (Татарстан)
  •     Удмуртская Республика
  •     Чувашская Республика - Чувашия
  •     Пермский край
  •     Кировская область
  •     Нижегородская область
  •     Оренбургская область
  •     Пензенская область
  •     Самарская область
  •     Саратовская область
  •     Ульяновская область
  • Уральский федеральный округ
  •     Курганская область
  •     Свердловская область
  •     Тюменская область
  •     Челябинская область
  •     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  •     Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Сибирский федеральный округ
  •     Республика Алтай
  •     Республика Тыва (Тува)
  •     Республика Хакасия
  •     Алтайский край
  •     Иркутская область
  •     Красноярский край
  •     Кемеровская область - Кузбасс
  •     Новосибирская область
  •     Омская область
  •     Томская область
  • Дальневосточный федеральный округ
  •     Приморский край
  •     Республика Бурятия
  •     Республика Саха (Якутия)
  •     Хабаровский край
  •     Амурская область
  •     Камчатский край
  •     Забайкальский край
  •     Магаданская область
  •     Сахалинская область
  •     Еврейская автономная область
  •     Чукотский автономный округ
  • Центральный аппарат
  •     Генеральная прокуратура
  •     Главная военная прокуратура
  •     Московская межрегиональная транспортная прокуратура
  •     Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Северо-Западная транспортная прокуратура
  •     Западно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Южная транспортная прокуратура
  •     Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
  •     Приволжская транспортная прокуратура
  •     Дальневосточная транспортная прокуратура
  •     Уральская транспортная прокуратура
  •     Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
  •     Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
Эфир
Актуальные новости и аналитика в прямом эфире